Установление авиосвязи Дятьковской бригады Орлова с "Большой землей" способствовало получению достоверной информации о силах и возможностях партизан, ставило конкретные задачи их действий в интересах наступающих войск, оказало помощь партизанам в вооружении.
В последних числах июня 1942 года, несмотря на продолжающиеся активные боевые действия карателей, оперативный центр принимал с посадкой самолеты ПО-2, присланные штабом партизанского движения Западного фронта, доставлявшие боеприпасы и небольшое количество продовольствия. И то и другое партизанам было крайне необходимо. Обратным рейсом эти самолеты увозили тяжелораненых в боях с карателями. Этим они освобождали от обременительных обязанностей переноски раненых, на что отвлекалось большое количество бойцов. Поднимался боевой дух партизан, веривших, что в самые трудных условиях они могут рассчитывать на помощь товарищей и эвакуацию в случае ранения. Боеспособность отрядов росла.
6 июля 1942 года посты сторожевого охранения обстреляли подошедшую группу немцев, последние отошли, не приняв боя, а ночью напали на посадочную площадку, где партизаны принимали самолеты ПО-2, прибывшие из 16 армии. Немцы сожгли два самолета, не успевшие взлететь.
В декабре 1942 года отряд им. Виноградова, который входил в состав Дятьковской партизанской бригады перебазировался в зимний лагерь севернее деревни Умысличи, на реке Теребень.
7 марта 1943 года была проведена реорганизация этих отрядов, входящих в состав Дятьковской партизанской бригады. Это было связано с тем, что отряды Особого назначения и воинские понесли в ходе боев значительные потери, кроме того из отрядов особого назначения было эвакуировано в советский тыл большинство девушек, численность личного состава уменьшилась . Из 11 отрядов бригады стало 8 партизанских отрядов.
Обстановка в бригаде была тяжелая. Большое количество раненных после боя в Гришиной Слободе, из них несколько в тяжелом состоянии. Не было продуктов, не хватало боеприпасов. Об этой обстановке было сразу доложено Западному штабу партизанского движения. В первую очередь необходимы были боеприпасы и эвакуировать раненых. Штаб выполнил просьбу и в ночь на 10 марта партизаны приняли около 30 самолетов ПО-2 с посадкой. В эту ночь летчики делали по два, а некоторые по три рейса.
Зимний аэродром бригады Орлова был расположен севернее деревни Чисни, в 17 километрах восточнее Жуковки. Летом самолеты приземлялись и у Суходолья, 14 километров восточнее Жуковки и у Новых Умысличей, 20 километров северо-западнее Дятькова.
К половине июня немецкие гарнизоны были значительно ослаблены. Западный штаб партизанского движения принял решение и согласно приказу в Бытошскую партизанскую бригаду из Дятьковской партизанской бригады были переданы Дятьковский и Любохонский партизанские отряды, остатки Старского и Жуковского партизанских отрядов, а в составе Дятьковской партизанской бригады осталось пять партизанских отрядов, в том числе и отряд имени Виноградова.
В течение 1943 года немецкая авиация в летную погоду постоянно патрулировала в район посадочных площадок бригады, поэтому часто прибывшие самолеты попадали под обстрел истрибителей противника и несли потери самолетов и летчиков на земле и в воздухе. Партизаны восхищались мужеством летчиков.
Западная авиагруппа ГВФ особого назначения (слева направо): Командир авиагруппы И.В. Сулимов, адъютант В.А. Буянов, комиссар ГУГВФ П.А. Антонов, заместители командира авиагруппы В.А. Рязанов и И.А. Чибисов, начальник политотдела М.Ф. Синицин
Летчики под руководством командира полка - майора Сулимова Ивана Васильевича совершившие наибольшее количество вылетов в Дятьковскую партизанскую бригаду - Зотов Николай, Ясаков Константин, Ковалев и многие другие. Они доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, газеты, письма.
Майор Сулимов И. В даже был наказан за самовольный вылет в Дятьковскую партизанскую бригаду, когда положение с продовольствием стало на столько тяжелым, что почти половина личного состава бригады направлялась на задания, чтобы добыть продовольствие, но в создавшихся условиях они не могли снабдить бригаду, ставшую численно небольшой, появились умершие от истощения. 24 июля он прилетел в бригаду, убедившись на месте в действительно тяжелых условиях, он доложил об этом командованию. Действия бригады в данном районе были очень важны для Западного фронта и что Военный Совет фронта решил снабжать бригаду. Снабжение было возложено на Западный штаб партизанского движения. К сожалению штаб партизанского движения не смог выполнить это решение. Несмотря на тяжелые условия бойцы и командиры Дятьковской партизанской бригады прилагали неимоверные усилия для поставленных задач.
Партизаны Дятьковской партизанской бригады всегда с благодарностью вспоминают героических летчиков 1 авиаполка гражданского воздушного флота, которые на самолетах ПО-2 в любых условиях погоды стремились любой ценой выполнить задание: на необорудованные площадки привести груз и вывести раненых и больных товарищей, или взятых партизанами пленных и документы, захваченные у противника. Часто они, рискуя жизнью, садились на площадки, хотя сигналы, порой не соответствовали тем, которые они получали перед вылетом.
Орлов, Г.И. Дятьковская партизанская бригада: (краткий очерк) / Георгий Орлов. - Брянск , 2016. - 242 с., [5] л. ил., карт., портр.. - (Наше наследие. Клуб "Дятьковский краевед". вып. 10)
Штоппер, С. Нелегальный Брянск, 1941 - 1943 / Себастьян Штоппер, Андрей Кукатов. Нелегальная деятельность различных сил в оккупированных Брянске и Орджоникидзеграде с 6 октября 1941 по 17 сентября 1943 г. - Брянск , 2014. - 335 с., [12] л. ил., портр., факс. - (История и культура Брянского края). |