Василий Васильевич Сокерин
Орджоникидзеградский партизанский отряд перестал официально называться «батальоном», когда по указанию командующего Западным фронтом генерала армии Г. К. Жукова это формирование вошло составной частью в Дятьковскую партизанскую бригаду под руководством подполковника Г. И. Орлова.
О том, что батальон потерял свой прежний статус, в Брянской области старались не вспоминать. Пожалуй, только «летописец» истории отряда Иван Коренков единственный раз(в 1959 году) открыто заявил об этом, но и то с «огорчением». А уж о вхождении в состав бригады Г. И. Орлова в качестве одного из отрядов то под № 4, то под № 7 те командиры и партизаны, чьи воспоминания публиковались, умалчивали, более того - даже скрывали этот факт. Только разведчица Елена Храмеева (рассказ о ней будет ниже) в автобиографии, которая хранится в ее личном деле, написала, что являлась партизанкой «Орджоникидзеградского партизанского батальона», но добавила, что батальон находился в составе бригады Орлова.
О четвертом же командире орджоникидзеградских партизан старшем лейтенанте Василии Васильевиче Сокерине на Брянщине вообще никто и никогда не вспоминал - словно не существовало такого офицера.
Сохранилось не очень много подлинных документов, в которых отражены результаты смены командного состава Орджоникидзеградского партизанского отряда. Наверное, одним из важных доказательств является «Список командования партизанских бригад и отрядов, действующих на Западном фронте», подписанный начальником одела кадров ЗШПД. Здесь говорится о партизанском отряде № I в количестве 122 человек под командованием ст. лейтенанта В. В. Сокерина. Комиссаром указан Г. Г. Гавриличев. Именно командир В. Сокерин, комиссар Г. Гавриличев и начальник штаба отряда № 4 Е. Берндт подписали справку о том, что Е. Храмеева являлась партизанкой.(РГАСПИ Ф. 69 оп. 4 Д. 5101 Л.4)
Более полные данные о В. В. Сокерине содержатся в учетных делах Западного штаба партизанского движения и в списках личного состава Дятьковской партизанской бригады. Там он сначала значился командиром взвода одного из отрядов бригады, затем - заместителем командира по разведке, а вскоре - начальником штаба. Таков был должностной путь В. Сокерина с 14 июля 1941 по 10 июня 1943 года.
Но здесь следует сделать важное уточнение: участие Василия Сокерина в Великой Отечественной войне состоит из двух этапов. Первый этап связан с его службой в 10-й армии, где он возглавлял сначала диверсионную группу, которая действовала в тылу врага, а потом был командиром орджоникидзеградских партизан. Вторым этапом можно считать возвращение Сокерина в регулярную армию в качестве офицер:* разведчика (об этом рассказ ниже).
С 10 июня по 13 июля 1943 года (месяц и три дня) Василий Сокерин стоял во главе отряда партизан из города Орджоникидзеграда, то есть сменил на этом посту снятого с должности командира Тихона Шпадырева, выходца с завода «Красный Профинтерн».
С этого момента (то есть с 10 июня 1943 года) отряд имени Виноградова впервые возглавил человек не из числа коренных граждан Орджоникидзеграда (Бежицы), а боевой офицер. Но это решение подполковника Григория Орлова впоследствии было полностью проигнорировано Орловским, а затем и Брянским областными комитетами партии.
Из летописи партизанского движения Брянской области исчез один из этапов развития Орджоникидзеградского партизанского отряда. Так была разорвана живая нить, связывающая в единое целое историю известного отряда.
Чтобы восстановить справедливость и устранить многолетний моральный и нравственный ущерб, я предпринял попытку реконструировать биографию четвертого командира орджоникидзеградских партизан Василия Васильевича Сокерина.
Коми по национальности, В. В. Сокерин родился в 1916 году. Имел общее среднее образование. В Красной Армии начал служить с 1937 года. До войны окончил военные курсы младших лейтенантов. Был аккуратен и дисциплинирован.
Подполковник Г. Орлов уважительно отзывался о В. Сокерине, которому в 1943 году исполнилось 27 лет. Командир бригады неизменно подчеркивал смелость, решительность, инициативность и тактическую грамотность молодого офицера. В боевой характеристике В. Сокерина указано, что он лично организовал агентурную сеть в поселке Любохна и городе Дятьково. Действительно, это был волевой, требовательный к себе и подчиненным командир партизанского отряда, человек необычайной смелости и отваги, с развитым чувством офицерского долга. Сокерин пользовался заслуженным авторитетом среди партизан.
Григорий Орлов не переоценивал командирские возможности своих офицеров. Он, например, считал, что объем знаний В. Сокерина позволял тому действовать в объеме полномочий командира батальона, но действовать безошибочно.
И поддержал предложение нового командира орджоникидзеградских партизан в его намерении кадровой и структурной реорганизации отряда.
27 июня 1943 года вышел приказ Г. Орлова (№ 066) об изменении организационного рисунка отряда. Для лучшего оперативного использования этой боевой единицы было решено уменьшить число рот - из трех было образовано две. Понятно, что такое решение было продиктовано не только оперативной целесообразностью - Орлов избавлялся от недисциплинированных, с его точки зрения, командиров рот. В данном случаи речь шла о Д. Пуклине, который в соответствии с приказом был понижен в должности и назначен командиром третьего взвода.
Вот как стал выглядеть командный состав партизанского отряда № 4 (он же Орджоникидзеградский) после проведенной «реформы». Командиром 1-й роты был утвержден Дурнев, политруком - Андреев, командирами 1-го, 2-го и 3-го взводов - соответственно, Савельев, Ильюхин, Петров. Командиром 2-й роты стал Шпадырев, политруком - Локтюхин, командирами 1-го, 2-го и 3-го взводов - Ромашин, Корявченкон, Пуклин, соответственно. Временно исполняющим начальником штаба был утвержден Н. Ф. Архипов.
8 и 13 июля 1943 года вышли два приказа Г. И. Орлова, завершающих реорганизацию отряда № 4: № 069 и № 071.
Поводом для выхода приказа № 069 послужил факт повторного назначения начальником штаба возвратившегося с большой земли в тыл врага М. Евтеева, который по решению Орлова вновь возглавил штаб Орджоникидзеградского партизанского отряда, переименованного в отряд № 4.
Особенно важен для понимания логики действия Григория Орлова его приказ от 13 июля 1943 года. В этот день был освобожден от должности командир орджоникидзеградских партизан В. В. Сокерин, а командиром отряда № 4 стал В. П. Дурнев.
Расставание с В. Сокериным произошло против воли Г. Орлова. Но как офицер Красной Армии он подчинился приказу вышестоящего начальства. Положение на Западном фронте складывалось для партизан не таким угрожающим. Им оставалось воевать чуть больше двух месяцев - об этом знали высшем военном руководстве страны.
Офицеры такого класса, каким был Василий Сокерин, свою партизанскую миссию в тылу врага исчерпали. Его боевой опыт в условиях вражеского окружения, знание тактики поведения противника оказались востребованы регулярной Армией. Сокерин нужен был фронту. Под финал лесной войны партизанами вполне мог командовать гражданский человек, каким был В. Дурнев, прошедший с отрядом путь с первых дней его создания.
Г. Орлов (как уже отмечалось) назначил Василия Дурнева командиром без согласия Орловского обкома партии. Это, как уже подчеркивал выше, дало повод Петру Рыжкову утверждать, что без санкции партийного органа кадровое перемещение в партизанском отряде юридически несостоятельно. И он не воспринимал Дурнева легитимным командиром, а Дурнев и спою очередь доказывал несостоятельность Рыжкова и не считал того своим начальником.
Но в этих «разборках» местного значения Сокерин участия не принимал. Не до этого было. Долг солдата был для него выше склок. В должности офицера разведки 491-го Неманско-стрелкового полка, 159-й Витебской стрелковой дивизии, и армии 3-го Белорусского фронта Василий Сокерин после командования орджоникидзеградскими партизанами более года, до января 1945 года, находился на передовой линии важнейшего участка боев с фашистами.
Пули врага не щадили этого офицера, но и он не прятался за спины товарищей. За годы войны Василий Васильевич Сокерин был четырежды ранен. Три ранения пришлись на период его участия в партизанском движении.
Последнее ранение на фронте оказалось самым тяжелым, это было на подступах к городу Инстенбургу (Восточная Прусии), когда группа солдат под руководством В. Сокерина вела разведку. Тогда противнику удалось с флангов отрезать полк от основных сил дивизии. Сокерин получил задание изучить обстановку вокруг участка, где размещалась вражеская пушка. И хотя разведку пришлось вести ночью, отважному офицеру удалось установить вооруженность группировки противни - и доставить в штаб точные сведения о боевом снаряжении врага. В завязавшемся бою В. Сокерин был ранен. Случилось это 22 января 1945 года. Рана оказалась настолько тяжелой, что ему пришлось навсегда оставить службу в рядах армии.
За героизм и мужество В. В. Сокерин был награжден Орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечествен ной войны II степени, орденом Красной Звезды, орденом Славы III степени, медалью «Партизану Отечественной войны I степени.
Кучер, В.Н. Пять жизней одного отряда: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны: гибель командира Орджониеидзеградского (Бежицкого) партизанкского отряда А.И. Виноградов / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.178-369. - ил. |