Наряду с военными минерами опасную вахту на охраняемых противником железных дорогах несли и брянские партизаны.
Из большого отряда подрывников семь брянских партизан ценою собственной жизни прервали путь к фронту воинским эшелонам противника.
Анатолий Петрович Коршунов родился в 1922 году в городе Бежице и старался во многом подражать брату Михаилу, который был старше его на семь лет. Окончив семилетку. Анатолий пошел работать на завод "Красный Профинтерн", где в то время уже трудился стропальщиком инструментального цеха Михаил. Трудовой путь начался для Анатолия, как для старшего брата, с освоения малоквалифицированной рабочей профессии.
Судьба оказалась неблагосклонной к семье Коршуновых. Незадолго до начала войны, в апреле 1941 года, умер глава семейства. Мать с одним из младших братьев пропала без вести во время эвакуации из Орждоникидзеграда.
Михаил Петрович Коршунов пошел в партизаны, за ним подался младший брат Анатолий. Это было не первая партизанская династия в отряде, в котором "Семейственность" не сулила родственникам каких либо льгот, кроме возможности с оружием в руках бороться за независимость Отечества.
Михаил Коршунов после короткого периода работы начальником штаба истребительного батальона был назначен одной из рот объединенного отряда под командованием А.И. Виноградова.
Его брат Анатолий Коршунов освоил подрывное дело и за короткое время зарекомендовал себя одним из лучших минеров отряда. В мае 1942 года братья Михаил и Анатолий расстались и, как выяснилось позже, расстались навсегда. Дело в том, что 18 марта 1942 года в бою с немецким карательным отрядом в селе Хотылево Михаил Коршунов был тяжело ранен и 26 мая на самолете его отправили на лечение госпитале был направлен в Красноярский край, где в эвакуации была его семья.
В эти месяцы, когда Михаил Коршунов находился в госпитале, а затем работал его брат Анатолий оставался в лесу.Излагая краткое описание боевых заслуг Анатолия Коршунова, командир Орджоникидзеградского партизанского отряда им. Виногорадова Петр Рыжков подчеркнул, что Коршунов 18 раз выходил на железную дорогу по минированию и подрыву воинских эшелонов. В 13 случаях способному минеру удавалось привести взрывное устройство в действие и не допустить продвижение воинского груза и живой силы противника к фронту. с последним эшелоном Анатолий Коршунов подорвался сам, причем на мине, которую сам и смастерил.
Петр Рыжков подчеркнул, что 2 февраля 1943 года ходатайствовал о награждении А. Коршунова посмертно орденом Ленина.
Ходатайство не было удовлетворено. Эта официальная просьба была оставлена без внимания, хотя ещё 1 августа 1941 года вышел приказ начальника ЦШПД П. Пономаренко (№0018) "Об активизации действий партизанских отрядов в тылу врага". В этом приказе подчеркивалось, что "командирам и комиссарам партизанских отрядов за каждый пущенный под откос поезд всю группу отличившихся партизан немедленно представлять к высшим правительственным наградам.
При невозможности предоставить немедленно, задокументировать подвиг для последующего представления".
На месте гибели А.П. Коршунова у городка Сельцо Брянской области стоит обелиск. В первые годы после войны машинисты всех локомотивов,проходивших мимо этого обелиска, протяжными гудками чествовали погибшего минера. Имя Коршунова было присвоено двум тепловозам производства Брянского машиностроительного завода. В память о 70 - летии подвига Анатолия Коршунова состоялся митинг на месте его гибели у станции Сельцо. В этот день была возобновлена традиция - проходившие через местную станцию электрички давали протяжные гудки памяти в честь героя.
Это совпало с редкой находкой в архиве. Речь идет о наградном листе Анатолия Коршунова, о котором долгие годы никто не знал. В этом документе, пролежавшем в хранилище более 70 лет, обстоятельно отражен подвиг молодого минера.
Таким документом стала "Справка о боевых подвигах бойца минера Орджоникидзеградского партизанского отряда Дятьковской партизанской бригады Западного штаба партизанского движения Коршунова Анатолия Петровича" Справку подписал командир бригады подполковник Орлов и комиссар капитан Чеснов. Они выступили за то, чтобы присвоить А Коршунову за личную храбрость и проявленную отвагу и геройство в партизанской борьбе звание Героя Советского Союза.
Свое решение командир и комиссар обосновали тем, что раненный в октябре 1941 года Анатолий Коршунов не только не сбавил своей активности, а наоборот - лишь усилил её в 1942 году, действуя на большаке и железной дороге. За период прибывания в Орджоникидзеградском(Бежицком) партизанском отряде, с 8 октября 1941 года по 30 ноября 1942 года на счету Коршунова числилось 9 спущенных под откос эшелонов противника, 17 подорванных автомашин, 1 танк, 6 пленных повозок. Коршунов лично уничтожил 47 немцев, не считая убитых во время крушения поездов.
Последнее задание, которое выполнил этот подрывник и которое было воспринято его командирами как поступок, заслуживающий высшей награды страны, стал пуск под откос воинского эшелона в районе той самой станции Сельцо. Партизаны тогда получили сведения об интенсивном движении по Рославльской железной дороге воинских эшелонов противника с живой силой и техникой, следовавших на Брянск.
Анатолию Коршунову поручили спустить под откос воинский эшелон, тем самым помешать движения транспорта. Задание было выполнено. Но, Кремль в звании Героя Советского Союза А.П. Коршунову отказал, несмотря на обращение Верховного Совета СССР руководителей партизанского движения Западного фронта и Смоленского обкома партии. Мотив - подобный подвиг уже был официально зафиксирован и отмечен.
Кучер, В.Н. Брянская кагорта подрывников-жертвенников: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.472-502. - ил.
|