О партизанском отряде С. Т. Денисова на Брянщине говорят как об уникальном явлении, имея в виду его милицейское происхождение1. С этим трудно поспорить.
Но я должен заметить, что милицейские партизанские отряды в годы войны существовали не только в этом районе. Точной статистики, правда, нет. Но в той же Смоленской области действовал, к примеру, партизанский отряд под командованием оперуполномоченного районного отделения милиции Бугаева. Небольшому отряду - всего 13 человек - удалось вывести, например, из окружения 20 групп советских солдат и офицеров2.
Известностью пользовалась и бригада «Чекист», в которую входило 16 партизанских отрядов и диверсионных групп. Одним из этих отрядов командовал однофамилец С. Т. Денисова - милиционер Александр Семенович Денисов3.
Но в принципе местных партизанских отрядов, состоявших из сотрудников различных служб НКВД, было не очень много.
Милицейский партизанский отряд Сергея Денисова отличался от подобного типа формирований прежде всего профессиональной принадлежностью личного состава. Все были выходцами из органов милиции и пожарной охраны. Такой сборной команды профессиональных лесных солдат, пожалуй, больше не было в Брянском лесу.
А еще отряду была свойственна верность присяге всех ее членов - от командира до рядового бойца, что в первые месяцы войны многого стоило и свидетельствовало о зрелости и осознанности поведения этих людей.
1 Стручков Николай. Памяти знаменитого партизана // По горячим следам. 2013. № 24-25. Июнь.
2 ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 1. Д. 22. Л. 127.
3 РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 291. Л. 12, 12 об., 13, 13 об.
Но, как нередко бывает в жизни, неординарное явление и незаурядное проявление качеств личности командира и большинства его товарищей остались недооцененными.
Поначалу я тоже по-настоящему не разглядел фигуру партизана Денисова. Знал о нем, как о друге и соратнике А. С. Горбачева, его сподвижнике - пожалуй, не больше. Уже после выхода первой книги выяснилось, что Денисов вполне мог стать самостоятельным партизанским командиром. И он им в принципе был - и успешным, и удачливым лесным лидером. Но по натуре это был скромный человек, он имел сдержанный и одновременно азартный и экспрессивный характер, но без амбиций. Уж что у него точно отсутствовало, так это - обостренное самолюбие. Зато в нем преобладала такая черта, как повышенное чувство ответственности, обязательности и коллективной привязанности. Ощущалась и дисциплинированность кадрового сотрудника милиции.
Эти особенности его характера, понимание важности и необходимости действовать сообща помогли ему преодолеть популярную в партизанской среде тягу к единоличному управлению отрядом.
А ведь отряд Сергея Денисова с первых дней его перехода на партизанские методы борьбы воспринимался вторым по значению партизанским формированием Брянского района после боевой группы Тихона Шпадырева. Но, как мы убедимся ниже, Денисов легко шел на объединение - интересы дела были для него важнее карьерных устремлений.
Поводом написать отдельную главу о С. Т. Денисове послужили следующие обстоятельства. Руководство Брянского управления внутренних дел высказало пожелание более обстоятельно изложить историю милицейского отряда. Потом пришло письмо-подсказка от читателя из Брянска Н. Ф. Стручкова, который выслал мне ряд документов и фотоматериалы о Денисове и его людях, свои заметки об этом отряде, фрагменты из которых здесь использованы.
Просьбу руководства областного Управления внутренних дел и пожелание читателя и почитателя С. Т. Денисова я воспринял как своеобразный «литературный заказ».
Заряд дал и немецкий историк Себастьян Штоппер. Он сообщил мне, что в донесениях оккупационных воинских частей сохранилось упоминание имени Денисова как командира самостоятельного отряда. Там указано, что у партизан имелась собственная база в районе села Липово. Подчеркну: оккупанты фиксировали не все подряд, а только то, что им реально могло угрожать. Как раз степень угрозы, которая исходила от отряда Денисова, тоже меня заинтересовала.
«Заказ» руководства Брянского УВД, письмо читателя Н. Ф. Стручкова, немецкие и отечественные архивы заставили задуматься над тем, какими особенностями обладал партизанский отряд оперуполномоченного Орджоникидзеградского райотдела милиции Сергея Тимофеевича Денисова, позволившими ему уже в самом начале оккупации обрести известность активного боевого формирования?
Любители истории, рассказывая о С. Т. Денисове, делают упор на то, что этот отряд был создан по решению горкома партии. Ну и что из этого? Как это характеризует самого Денисова и его гвардию? Каким образом подобное решение повлияло на дальнейшую судьбу формирования?
Партийное решение для советского человека, особенно для члена партии, конечно, имело большое, если не сказать решающее, значение. Но стоит обратить внимание на то, что назначение С. Т. Денисова на должность командира отряда не было связано с его партийной принадлежностью. До 1942 года он, как и комиссар Ф. П. Каменев, в рядах ВКП(б) вообще не состоял.
Подпольного городского комитета партии на оккупированной территории Орджоникидзеграда, как известно, не существовало, а милиционеры и пожарные, ушедшие вместе с командиром в лес, были предоставлены сами себе. Они вели борьбу, следуя долгу и присяге, а не партийным обязанностям.
Значит, не партийность сыграла главную роль в том, что Сергей Денисов оказался во главе сопротивлявшегося партизанского отряда. Тогда что? Партизанскую судьбу Денисова, на мой взгляд, определил его профессионализм. Милицейские навыки, знание методов и способов ведения следствия, ощущение опасности, умение ориентироваться в оперативной обстановке и принимать правильные решения, воля, организаторские способности, преданность присяге - вот что решающим образом повлияло на выбор кандидатуры Денисова на роль командира, оказало влияние на его партизанскую судьбу.
Что же в таком случае было важно для самого Денисова? Как он сам определял свой выбор? Мне кажется, частично ответ на этот вопрос содержится в характеристике партизанки Анны Копченковой, которую составил и собственноручно подписал Сергей Тимофеевич Денисов.
Аня Копченкова, по словам И. Батюнина, была небольшого роста, плотная, подвижная и веселая. Она, так же как М. Протопопова и С. Кричевская, окончила одномесячные курсы медсестер. То, что Денисов увидел и отметил как положительное в характере этой милой и отважной девушки, в чертах ее натуры характеризует и его самого, высвечивает его качества личности. Согласимся: как правило, люди находят и выделяют в других то, что значимо для них и особенно ценимо ими.
Документ №13
Из характеристики А. И. Копченковой, подписанной С. Т. Денисовым
«Несколько раз участвовала в боевых операциях, и каждый раз проявляла отвагу, мужество и стойкость.
Когда были на поле боя раненые, она оказывала им медицинскую помощь.
Когда раненых нет, она с оружием в руках, вместе с бойцами, вела огонь по немецким захватчикам.
Когда не было раненых, она становилась разведчицей, пробиралась в г. Орджоникидзеград и приносила важные сведения.
Тов. Копченкова — верная дочь своей Родины»4.
Вот что, оказывается, было главным для Денисова - верность родной земле и безотказность в выполнении долга!
Он был, безусловно, противоречивым, сложным по характеру, иногда совершал необдуманные поступки, но при этом оставался мужественным, смелым человеком. Гражданином страны, качества которого он отметил в характере А. Копченковой, - патриотом, надежным товарищем, способным выполнить любую работу по требованию обстоятельств военного времени.
4 ГАНИСО. Ф. 8. Оп. 5. Д. 429 «а». Л. 1, 1 об.
Черты натуры деятельного и активного партизана Денисов более всего ценил в людях. И сам ими обладал (подчеркну это еще раз), за что его глубоко уважал командир бригады Андрей Сергеевич Горбачев - человек, как известно, неробкого десятка, взрывной, склонный к самым неожиданным и отчаянным поступкам ради достижения цели.
Источник:
Кучер, В.Н. Городской милицейский отряд: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны:милицейский партизанский отряд С.Т. Денисова / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.423-439. - ил. |