Бежицкая драматическая студия(1921-1925)
Принято считать, что первый профессиональный театр в Брянске появился в 1926 году , когда сюда на постоянную работу приехала московская группа. В Брянске - может быть. А вот история театрального искусства в Бежице началась несколько ранее.[ от театрального кружка, до заводского театра] В конце января 1921 года прочитали следующее объявление заводского комитета государственного Брянского завода (ныне БМЗ):«Стремясь создать истинно народный театр и привлечь к созданию такого театра широкие пролетарские круги, с одной стороны, с другой — считая театр могучим культурным фактором в смысле эстетического воспитания народных масс, культпросвет завкома совместно с отделом народного образования решил открыть в Бежице драматическую студию».Была открыта запись желающих поступите я студию, и с 6 февраля в драматической студии начались занятия.
Инициатором открытия - студии и ее руководителем был Митрофан Александрович Губин, инженер завода. В 1910 году М. А. Губин окончил Московское высшее инженерно-техническое училище и приехал на работу а Бежицу. К тому временем он уже сыграл более 50 ролей в самодеятельных Кружках Воронежа и Нежина. В 1911 Году а Бежице он организует драматический кружок из рабочих и служащих Брянского завода. К 100-летию Отечественной войны 1812 года кружок Губина ставит спектакль Карпова «Пожар Москвы».Премьера спектакля состоялась в здании каменного училища {позже,— «Нардом», в годы войны здание разрушено). Сам Митрофан Алексеевич прекрасно исполнил роль Наполеона. С большим искусством; и инженерным размахом были выполнены декорации, костюмы и вся обстановка (горящая Москва, снег по колено, Наполеон со своим адъютантом »выезжают да сцену в последнем акте на настоящих белых лошадях и т. д.). Роль адьютанта исполнил Александр Николаевич Прусов, впоследствии один из активнейших' участников драматической студии.
За время с 1911 по 1917 г. кружковцами было поставлено 11 пьес (среди них «Соколы и вороны», «Поцелуй Иуды», «Каторжник» н др.). Однако настоящая творческая свобода в работе самодеятельных кружков наступила после Октябрьской революции. По всей стране было создано огромное число непрофессиональных театров. В 1919 году в Бежице работало уже три драмкружка.
В 1919 — 1920 годах была предпринята первая попытка объединения всех творческих сил в одни кружок под руководством приглашенного артиста Донского. Однако, поставив спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Донской вскоре покинул Бежицу. Вот тогда М. А. Губин и предложил создать драматическую студию. 22 января 1921 года на заседании Бежицкого райкома Всероссийского союза рабочих-металлистов с участием представителей отдела народного образования, комитета РКП(б); и завкома по докладу М, Губииа было принято «Положение о драматической студии».
Для занятий студийцам было отведено отдельное деревянное здание, в котором была устроена сцена, зрительный зал на 120 человек, «зал пластики», комнаты для костюмов, инвентаря и канцелярии (не сохранившееся здание находилось около современного ресторана «Журавли», напротив железнодорожного переезда). Основной сценой, на которой осуществлялись постановки, являлся клуб имени III Интернационала, театральный зал которого вмещая 400 зрителей. Сейчас в этом здании располагается районный Дом пионеров.
Каждому самодеятельному артисту выдавался билет на право посещения занятий,, заверенный печатью студии и подписанный ее руководителем. Такой билет за номером семь хранится и ныне в Брянском краеведческом музее. Он был выдан студийцу Александру Ивановичу Виноградову, будущему прославленному командиру Бежицкого партизанского отряда.
Занимались по следующей программе: история драмы, правильное произношение, основы художественного чтения, дыхание и дикция/ ритмическая гимнастика и пластика, мимодрама (мимика), игра и переживания, сценические упражнения. Работа велась строго по системе Станиславского, которая гласила: «На. сцене все должно быть, как в жизни».
Студия имела три семестра и старший практический семестр. В 1924 году, после третьего набора, в составе студии было 120 человек. 1-й выпуск состоялся в 1924 году, второй—в 1925 году. Всего студию окончили 34 актера.
Успех к студийцам пришел сразу же, после первой постановки. Это был «Вечер А. П. Чехова», премьера которого состоялась 19 февраля 1922 года. «Вечер» состоял из одноактных пьес «Ведьма» и «Свадьба». За ними последовали «Младость» Л. Андреева (18 марта -1922 г.) и «Сверчок на печи». Ч. Диккенса (2 апреля 1922 Г.). Следующими работами студни были «Второй вечер А. П. Чехова» (29 апреля 1927 г.), в состав которого входили: «О вреде табаке», «Враги», «Предложение», «Юбилей» и спектакль «На дне» А. М. Горького (9 сентября 1922 г.).
На студийной сцене ставились «Потоп» Бергера, «Гроза» А. Н. Островского, «Жан и Мадлена» О. Мирбо, «Стенька Разин» Ю. Юрьева и др.
Наиболее активными участниками спектаклей, кроме уже названных, были «студийцы-ветераны», пришедшие в нее 6 февраля 1921 года: В. В. Асмус, П. В. Булимо-аа, Л. А. Виноградова, 6. Н. Жмакина, Ф. В. Иванов, А. С. Оглоблина, К. Д. Орлов, В. М. Померанцев, Е. М. Стружкова, П. Ф. Столяров, Н. С. Тарасенко, А.Н. Ти-моновв, В.Н.Фомин, М- В. Чебриков, А. М. Шульгина.
За период 1922—-1924 годов были подготовлены 22 постановки и дано свыше 110 спектаклей.
Особым успехом у зрителей пользовалась постановка «Принцесса Турандот К. Гоцци. Музыка к ней была создана самими студийцами. Так называемый «китайский оркестр», в сопровождении которого шел спектакль, состоял из скрипки. трубы, барабана, многих голосов с гребенками и рояля. Спектакль ставился свыше 25 раз при переполненных зрительных залах. Впоследствии по неизвестным причинам местными властями к показу был запрещен.
С успехом Бежицкая студия делала гастрольные выезды в Брянск, Жуковку, Клетню.
ОДНАКО, несмотря не большой успех у зрителей, в апреле 1925 года студия была закрыта.
Причина закрытия лежит в решении ХIII съезда РКП(б) «Об агитпропработе», где сказано: «В настоящее время с большей необходимостью, чем ранее, выдвигается задача действительного превращения рабочих клубов в центры коммунистичеcкого воспитания широких масс рабочих и работниц. Обслуживание ленинского призыва (в партию — Прим. А. Р.)... — должно стать целью всей клубной работы в ближайший период».
Понятно, что Бежицкая студия Губина не соответствовала решению съезда партии. А раз так, нашлись и исполнители зтого решения на месте. М. А. Губина обвинили в «академизме», в слишком глубоком изучении театрального дела и предложили' ему вместо закрывающейся студии руководить центральным драматическим кружком. Митрофан Александрович отказался, успев высказать свое мнение в газете «Бежицкий рабочий». В статье, которая называлась «Не превращайте студию в драмкружок», говорилось: «Рабочих нужно привлекать к работе не через временный кружок, а через специальные подготовительные курсы, которые дали бы возможность всем способным 'рабочим получить соответствующую театральную подготовку и научиться той любви к делу, которая так необходима в театральной работе».
К сожалению, к его мнению не прислушались, и 15 апреля 1925 г. студия окончательно прекратила свою работу.
А. РОНЖИН
историк-архивист
Источник:
Ронжин, А. Бежицкая драматическая студия (1921 1925 гг.) / А. Ронжин // Бежица. - 1993. - 26 авг. - С. 4. – (Б ка 4). |