На месте профессионального училища № 7 Бежицкого стальзавода в период оккупации располагался концлагерь, функционировавший с октября 1941 г. по сентябрь 1943 г. В лагере содержались пленные партизаны и подпольщики, местное население.
После освобождения Бежицы концлагерь превратился в 252-е управление советского лагеря для немецких военнопленных. Пленные разбирали городские развалины, мостили булыжником дороги, строили дома. В лагере № 252 для себя они возвели благоустроенные бараки, которые служат и по сей день.
Об активном использовании заложников в борьбе с партизанами более чем определённо на допросе сотрудникам ОКР «Смерша» рассказал бывший командующий 2 ТА вермахта генерал полковник Рудольф Шмидт: «В городе Брянске был создан лагерь, где содержались, настолько я помню, несколько сот советских граждан, заключённых в лагерь за невыполнение приказов немецких оккупационных властей и за связь с партизанами. Этот лагерь находился в непосредственном подчинении командующего тылом 2-й танковой армии генерал-лейтенанта Берхарда.
В гг. Орджоникидзеграде (вблизи Брянска), Трубчевске и других местах, где было сильно развито партизанское движение, подчинёнными мне комендатурами были созданы специальные лагеря, в которых содержались советские граждане, заключённые туда в качестве заложников. Такую систему взятия заложников мы применяли для того, чтобы устрашить партизан и гражданское население на случай, если они попытаются выступить против немцев. Взяв заложников, мы издавали приказы, которые развешивались в населённых пунктах, оккупированных войсками. В этих приказах указывалось, что нами взяты из различных районов в лагеря советские граждане, которые будут немедленно расстреляны, если население будут предприниматься какие-либо попытки к выступлениям против немцев…»
Источник:
Котов, В.А. Брасовский партизанский. Неизвестные страницы: монография / В.А. Котов. - Одессса. - 2020. - 1189,[2] с., [16] л.:ил., портр. |