Когда-то в давние времена проходила здесь дорога лесная. Узка дорожка, вьется по лесу, скрывается в густых дебрях, и стережет ее недалеко от Десны удалая шайка разбойников.
Едет купец с товаром, прячется от ночки темной на постоялых дворах, да не спрятаться ему от грозных разбойников в лесу. Весь отберут товар, что копил нечестным трудом, а самого разденут, как мать родила, и отпустят бедного купца себе на потеху в адамовом одеянии.
Много награбили себе добра разбойники. И был у них целый клад товара дорогого, золота да камней драгоценных. И находился тот клад как раз там, где сейчас середина Святого озера.
Все шло гладко у бродяг лесных, пока грабили только богатых. Но человечьи глаза завидущие, мало им показалось награбленного. И стали разбойники обирать бедных прохожих—селян мирных.
Вот тут-то и пошла беда одна за другой: то поймают какого разбойника, то сами подерутся — порежут друг друга.
Однажды шел бедный мужичок по дороге, сам старенький, хиленький, и одежонка начнем ветхая. Так, одно только слово, что одежонка. Окружили его несколько разбойников, обыскивать стали. А у старика один грош за рубищем рваным. Отобрали бродяги тот грош, разозлились, что взять больше нечего, и убили старика.
И тут-то свершилось чудо: место, где были сокровища, и все вокруг провалилось и образовалось озеро.
А сокровища и сейчас лежат на дне его, на самом глубоком месте.
Во время нашествия немецких фашистов по берегам озера скрывались партизаны и население. Озеро это очень скрытное. Будешь ходить около него днями, неделями, а ежели не знаешь к нему точных путей, то и не найдешь.
Много всяких чудес рассказывают бывалые люди про это таинственное озеро. Но, пожалуй, самое интересное было во время последней войны с немцами.
Крепко лютовал тогда фашист, в наших лесах, никого не щадил изверг. Послал однажды немецкий генерал, в села, отряд своих головорезов, чтобы расправиться с семьями партизан. Но нашлись люди, которые узнали об этом и сообщили народу.
Собрались ночью женщины и дети и отправились тайком в лес, к берегам Святого озера — так им лесник старый посоветовал: мол, озеро-то свое, русское, может, и защитит в беде.
Когда пришли в села фашисты, там уже не было тех, кто им нужен. Ну, и пошли они лютовать! Построили всех по такому случаю и истребить обещают, если не скажут, где спрятаны семьи.
Что делать? Беда! И вдруг тот самый старичок-лесник выходит из толпы и смотрит на немцев пристально и чему-то усмехается.
— Вы, — говорит, — комрады, не беспокойтесь, идите к Святому озеру: там партизанские семьи. — Сказал, а сам в толпу — и был таков. Обрадовались немцы и, сдерживая злость, пошли к озеру.
Идут, а озера все нет и нет, ищут — но все напрасно, как будто кто им глаза отводит. Немцам даже как-то не по себе стало: что, мол, за наваждение такое!
Долго искали фашисты озеро, и нашли... да только не озеро, а свою смерть: партизаны сделали засаду и положили всех до-единого.
Вот и выходит, что правду сказывали старики древние, будто озеро прятаться может. Пойдут свои люди, честные — легко найдут его, и искать будто нечего, а враг пойдет — сколько ни колесит, как ни хитрит, никак найти не может.
Уж такое это озеро. Всегда своих выручает, в обиду не даёт.
Источник:
Шкроб, Александр Павлович Брянская старина / А.П. Шкроб, В.К. Соколов. -Брянск : Брян. рабочий, 1961. - 69 с
|