(биографическая справка)
Михаил Григорьевич Евтеев сменил на посту начальника штаба М. П. Коршунова В Орджоникидзеграде(Бежице).
М. Евтеев появился в июне 1941 года, куда он вернулся и.) Свердловска, после почти 19-летней разлуки с родным городом, в котором родился.
Выходец из рабочей семьи (отец Михаила, по специальности строгалыцик, умер в 1917 году), он уже в 1919 году стал членом первой ячейки союза рабочей молодежи, состоявшей из молодых рабочих Брянского арсенала. На этом предприятии он с 1914 года работал слесарем и активно поддерживал революционно настроенную часть заводского пролетариата. Неудивительно, что уже с ноября 1918 года М. Евтеев добровольцем уезжает на Южный фронт, в составе Брянского коммунистического батальона, сформированного из активистов завода. На фронте он бе.1 малого два года, то есть и раньше, и продолжительнее, чем будущий командир партизанского отряда Александр Виноградов.
После участия в боях М. Евтеев до сентября 1921 года служил красноармейцем 361-го стрелкового полк» 41-й стрелковой дивизии. Почти четыре года красногвардейской, а затем красноармейской службы, пришедшейся на период становления и укрепления советской власти, не прошли для него бесследно. Он вошел в число перспектив-ных кадров, из которых формировалась после Гражданской войны прослойка партийно-комсомольского руководящего сословия провинциальных городов. С апреля 1921 года начался путь Михаила Евтеева по карьерной лестнице ВЛКСМ.
Особенность этого пути заключалась в постоянной смене места жительства, места работы и занимаемых должностей. Перечислю города, в которых работал М. Г. Евтеен после того, как почти год (с апреля 1921 по март 1922 годи) занимал в Бежице должности помощника начальника по политчасти уездного Всевобуча, секретаря, заведующего отделом горкома и укома ВЛКСМ.
Вот эти города: Карачев Брянской губернии (секретарь укома ВЛКСМ), Калачинск Омской губернии (секретарь укома ВЛКСМ), Омск (пом. начальника политсекретариата губвоенкомата), Западно-Сибирский военный окру!' (инструктор политотдела 12-й им. Сибревкома дивизии), Москва (инструктор ЦК ВЛКСМ).
Были в довоенной служебной жизни Михаила Евтеева и города Сухиничи Западной области, и Смоленск, и Иркутск, и Ярославль, и уже упоминавшийся выше Свердловск.
Говоря об этом, я вовсе не хочу, чтобы у читателей сложилось мнение, будто бы М. Г. Евтеев был заурядной «перелетной птицей». Наоборот, он умел подчиняться дисциплине, и все переезды из города в город (равно как и новые назначения) происходили не по его личному желанию. Его престижные служебные места определялись потребностями номенклатурного подбора кадров. Компетентным органам нужны были лица, которых невозможно было бы «просветить» со стороны, невзначай вычислить и заподозрить - именно поэтому в течение 19 лет Михаил Евтеев колесил по стране, в основном работая в политических отделах рабоче-крестьянской милиции, которая нуждалась в надежном и деятельном контроле со стороны проверенных и доверенных людей.
Именно таким и был Евтеев. Профессиональный партийный работник в органах НКВД - вот истинное профессиональное лицо второго начальника штаба партизанского отряда им. Виноградова.
Четко прослеживаются вехи приобретения им опыта. Важный этап связан с учебой в коммунистическом вузе им. Свердлова. Михаил Евтеев стал студентом этого учебного заведения в 1929 году - как раз в тот период, когда будущий послесталинский глава СССР Никита Хрущев поступил на учебу в промышленную академию. Правда, Никите Хрущеву исполнилось 35 лет, а Михаил Евтеев был моложе его на шесть лет. Пути у них были разные и карьеры не схожи, и роль в обществе не сопоставима, но время у них было общее, что и роднило этих разновеликих людей.
Это было время рождения новой советской правящей элиты - высшего и регионального уровня. Михаил Евтеев представлял собой типичного партийного работника среднего уровня, который переживал обычные для этой категории лиц взлеты и падения, спуски и подъемы. Например, в 1936 году в городе Иркутске Михаил Евтеев работал начальником Политического управления рабоче-крестьянской милиции НКВД. В 1937 году он занимал ту же должность в городе Ярославле. А в 1939 году в Свердловске мы встречаем его уже на посту секретаря парткома театра им. Луначарского. До июня 1941 года он работал на должности помощника начальника Свердловского управления пожарной охраны НКВД.
Причины резких поворотов в судьбе М. Евтеева неизвестны, кроме, пожалуй, одной. В 1940 году за прогул он был приговорен к трем месяцам принудительных работ, с вычетом 25 % заработной платы. Позже судимость была с него снята, этот факт остался в памяти М. Евтеева. Но товарищи, знавшие о его судимости, никогда не напоминали ему о ней.
После освобождения Брянска от оккупантов М. Евтеев получил должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации Бежицкого горкома партии. К 1964 году его общий стаж партийного работника составил 30 лет.
М. Евтеев считал себя командиром, вполне подготовленным и знающим штабную работу в партизанском отряде. В отчете о боевой деятельности отряда, написанном его собственной рукой, главное действующее лицо - он сам. Это утверждение основано на том, что и в трудовой биографии, и в иных его записках мы не встретим имен ни Михаила Коршунова, ни Евгения Берндта, ни Николая Архипова. А уж имени боевого капитана Иосифа Маркова - тем более.
Кучер, В.Н. Пять жизней одного отряда: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны: гибель командира Орджоникидзеградского (Бежицкого) партизанского отряда А.И. Виноградова / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - Москва: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.178-369. - ил.
|