"Нас, молодых бойцов партизан, было в роте Д.Г. Пуклина четыре-пять человек. Возраст - 16-17 лет, и это нас объединяло. Так, если бывали часы, когда мы были свободны от заданий, то мы, молодые, держались отдельной стайкой и жили воспоминаниями о школе, родном городе, говорили о том, чем каждый из нас займется, когда кончится война. Нашим рассуждениям и мечтам не было конца.
Помнится, как к нашей пятерке молодых добавилась ещё пятерка елецких ребят. Среди них меньше всех по росту, коренастый, скуластый, с узкими глазами выделялся Измайлов, но выглядел он молодцевато.
Все они были приняты нами радушно. В землянке мы им место постарались найти ближе к нам - пожилые пошли навстречу и обменялись местами с новичками.
Познакомились мы быстро. В землянке стало ещё веселее. Правда Саша Измайлов не был словоохотливым. Но когда касалось очередного боевого задания, особенно, как лучше его выполнить, то он загорался и вносил свои соображения.. Тут он преображался, и ему не мешай - он готовится к очередному заданию и все до мелочей старается учесть. Как-то по заданию штаба к нам пришел командир роты Д.Г. Пуклин посоветоваться с политруком И. И. Климовым. Подозвали нас с Сашей. Задали вопросы: как со здоровьем, исправна ли обувь, цела ли одежда, в порядке ли ноги. На все вопросы мы отвечали положительно. Нам предложили привести себя в боевую готовность и ждать вызова в штаб.
Подготовились быстро. Сидим с Сашей и не знаем - куда нас пошлют, какое задание будет, почему только нас двоих, когда вызовут в штаб. Вот это неизвестное нам очередное боевое задание еще ближе нас сблизило.
Наконец, когда мы приготовились спать - вызов в штаб. В штабе нас встретил командир разведки Петров и Ф. И. Артамонов.
Артамонов - партизан из другой роты. Он - коммунист, всеми уважаемый человек в отряде. Он назначен старшим нашей группы.
Нам троим путь предстоял нелегкий. Надо было пройти лесными тропами, полями, пересечь несколько большаков и проселочных дорог, перейти вброд реку Болву, преодолеть железные дороги Брянск - Вязьма и Брянск - Москва. Мы шли по территории Дятьковского и Жиздринского районов и вошли в Хвастовнический район - ближе к линии фронта. По заданию штаба 10 армии надо было добыть ценные сведения о расположении немецко-фашистских войск в этих районах. Нам это удалось сделать точно к назначенному сроку.
В пути следования каждый из нас истратил по две пары лаптей, и вернулись мы почти босиком, если не считать изодранных портянок.
На обратном пути, в лесу, под станцией Судомир мы наткнулись на страшную картину- драму: стволы изувеченных минометов, ящики из-под мин, гильзы от автоматов и винтовок, окопы, которые разрезали всю поляну в разных направлениях. И среди этого хаоса - трупы, а вернее скелеты наших солдат, одетых в полуистлевшие шинели...Мы обнаружили один ротный миномет, ещё пригодный для стрельбы, нашли и три коробки с минами к этому миномету. И Саша Измайлов поклялся, глядя на эту картину, мстить и мстить, пока бьется сердце в груди.
Переходя железную дорогу Брянск - Москва, мы из миномета обстреляли дзот в этом районе дороги. Такие дзоты были расставлены по всему лесу через равные промежутки. Когда немцы пытались обойти нас с флангов, тогда мы покинули поле боя.
Саша Измайлов в этом бою был неузнаваем, и Ф.И. Артамонов с трудом увел его с поля боя.
Саша не раз возвращался в своих воспоминаниях к этой драматической поляне. Свидетельство тому, что он был верен клятве, которую произнес у скелетов наших бойцов - это отданная им жизнь, когда он с миной в руках сознательно бросился под колеса воинского эшелона, мчавшегося на Москву, но нашедшего себе могилу в Брянском лесу.
Сотоварищи Саши Измайлова, бывшие с ним вместе на том боевом задании, рассказывали, что подойти к железной дороге было практически невозможно. Возникло мнение уйти в другое место, и все уже согласились, как вдруг послышался звук приближающегося воинского эшелона. Саша успел сказать группе, чтобы уходили, а сам с миной в руках бросился из кустов на набегавший на него состав."
Александр Измайлов героически погиб 29 апреля 1943 года. На его счету было 9 взорванных вражеских эшелонов.
Кучер, В.Н. Брянская кагорта подрывников-жертвенников: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Возвращение, 2014. - С.472-502. |