Сергей Тимофеевич Денисов родился 18 декабря 1913 года в деревне Александровка на Смоленщине. Он - из крестьян- бедняков. До войны успел окончить один курс лесного техникума. Ему было 19 лет. Служил в армии.
В 1937 году начал работать в Орджоникидзеградском отделе НКВД - в должности оперуполномоченного. Здесь он впервые столкнулся с жертвами насилия и теми, кто это насилие совершал. Именно тогда выработалось отношение к добру и злу.
Оккупантов считал лихом. Как и многие партизаны испытывал ненависть к врагу. «Главная наша задача и цель - это месть захватчикам за их злодеяния на нашей земле, - так однажды определил смысл партизанской борьбы Сергей Денисов. - Сколько горя они принесли!.. Мы сами видели, что они творили. В отряд приходили люди, одетые в чем остались. Их дом сожгли, сгорело все, погибли родные. У нас зубы скрипели от ненависти. Надо отомстить! И мы мстили, не давали покоя немцам и их пособникам. Мы рассчитались с ними сполна. Девиз наш: „Кровь за кровь! Смерть за смерть"5
Уже в ходе войны эту особенность настроения участников партизанского движения пытались осмыслить популярные в ту пору писатели СССР. Не раз касался этой темы, например, А. Н. Толстой. На собрании писателей, которое состоялось в Алма-Ате в октябре 1942 года, он в своем выступлении привел рассказ молодой партизанки о посещении ее отрядом села, где были немцы. Вот выдержка из этого рассказа: «....прибегает девчонка и сказала нам, что немцы в мочилесидят (большая яма, где мочат лен), они кинулись туда, там сидело 17 немцев, они делали так: как только немец высунет голову, так его за ворот схватывают и голову отрубят, и так перебили всех 17 человек».
5 Стручков Н. Ф. Партизанский командир // Брянская учительская газета. 2013. № 17-18. 8 мая.
Еще Толстой сослался на генерала П. Н. Артемьева6, который передал свои впечатления об отношении партизан-чекистов к отрядам из русских и украинских наемников. Генерал признался, что когда его бойцы окружили одну такую группу, то он отошел, чтобы не смотреть, что с ними делают.
Толстой пришел к выводу, что ненависть к немцам и предателям приняла страшную форму. О гуманности тогда речь не шла. Толстой определил такое состояние души как «силу ненависти и патриотизма»1. О высказываниях писателя было доложено И. Сталину.
Именно ненависть к оккупантам и глубокая связь с родной землей определили и поведение С. Т. Денисова и его людей в военные годы. Нужно сказать, что не все в отряде были милиционерами и пожарными. К июлю 1942 года (до объединения с отрядом А. С. Горбачева) в подчинении Денисова находилось 34 бойца. Это были люди разного возраста и жизненного опыта. Скажем, самому старшему - командиру отделения Ивану Сергеевичу Новикову перевалило за сорок, а разведчице Галине Петровне Чернявской исполнилось 14 лет (в партизанских отрядах роль разведчиков преимущественно выполняли подростки).
С. Денисов умел подбирать для отряда смелых и смышленых несовершеннолетних разведчиков. Любопытный рассказ об одном из них - Васе Козлове - оставил в своих воспоминаниях врач отряда Иван Батюнин:
«Было в отряде Денисова два брата: Александр Козлов, лет двадцати двух, и Вася, лет четырнадцати. Вася был небольшого роста, но смелый и расторопный. По росту ему можно было дать лет десять. В Бежицу неоднократно ходил Борис Горный — на связь и диверсии. Однажды были посланы Борис Горный и Вася Козлов, чтобы расклеить листовки Совинформбюро, отпечатан
6 Павел Артемьевич Артемьев - командир дивизии особого назначения войск НКВД, затем начальник Управления оперативных войск НКВД СССР, генерал- полковник.
7 См.: Вестник архива Президента Российской Федерации. Война. 1941-1945. С. 181-182.
ные мною на машинке, и передать письмо голове города, чтобы он отказался от службы немцам. Утром они пришли в город, расклеили листовки, а потом Вася зашел к голове города и сунул ему письмо. Пока тот его вскрывал, Васи и след простыл. Полиция начала поиски. Полиция захватила Васю и Горного у дома сестры Васи, к которой они направлялись. Когда вели их в полицию, они проходили около забора хлебозавода. Горный, который спрятал в рукаве пальто пистолет, выстрелил в живот одному полицаю, а сам перелез через забор. Полицай схватился за живот и упал, другой полицай бросил винтовку и убежал. За Горным через забор бросился Вася, но подоспевшие полицаи схватили его за ногу и стащили с забора. Забор для Васи был слишком высок. Да, и сапоги у Васи были сорок второго размера — не по его ноге, В полиции на допросе Вася рассказал, что на улице его встретил убежавший дядя и попросил передать письмо голове. За это он ему якобы дал деньги, которые нашли у Васи при обыске. При этом Вася сказал, что этот дядя просил расклеить по городу какие-то листовки, но он отказался. Как будто совпадало все. Однако допрашивали его ежедневно и полицаи, и немцы. При этом давали несколько оплеух. Кто-то из полицаев опознал его как неисправимого сорванца. На пятый день ареста Вася попросился в туалет, его повел полицай. Вася зашел в туалет, а полицай остался у двери. Вася пролез через дыру, спустился в яму и ушел. Зная все ходы и выходы в городе, он скрылся. Вася пришел в Крыловский лес и остался на ночь в одной из землянок. Предварительно он зашел на бывший склад, набрал там сухарей, которые разбросали каратели еще пятого ноября, погрыз их и улегся спать. В этот день я, его брат Козлов и еще двое партизан из роты Денисова приехали рано утром в этот лес забрать оставшиеся там продукты. Пошли в штабную землянку и увидели на снегу свежий след, который вел в землянку. Следа выхода из землянки не было. Следовательно, кто-то находился в землянке. Крикнули;
— Выходи! — никто не отозвался.
— Выходи! Или гранату бросим! — слышим, кто-то зашевелился в землянке. Смотрим, из землянки лезет наш Вася. Как здесь обрадовался его брат Александр. В отряде уже думали, что пропал наш Вася. Мы забрали сухари, котел сливочного масла. Принесли его на жердине в землянку Денисова, где оставили сани с лошадью и охрану. Наш часовой приготовил нам уже обед,
мы накормили Васю, закончили обед, выслушали его рассказ и вечером отправились к Круглому озеру. Вася был представлен к медали „За отвагу". В дальнейшем он еще не раз выполнял разные поручения по разведке и участвовал в боях. Когда мы спросили Васю, почему он не шел в лагерь, он нам ответил, что он туда дороги не знал. Правда, ведь мы уходили из этого лагеря ночью. Где такому мальчишке найти дорогу.
— Чтобы ты здесь делал?
— Вечером пошел бы в Дарковичи, а оттуда я бы нашел дорогу.
Несмотря на большие сапоги, Вася изрядно замерз, но ноги не отморозил: мы его нашли своевременно. Мог бы замерзнуть, морозы в то время были большие».
Несмотря на отвагу и хитрость даже юных рядовых бойцов, именно милиционеры и пожарные создавали облик отряда, формировали его характер. Их влияние осуществлялось не с помощью пропагандистских речей и выступлений на собраниях. Они жили и совершали поступки так, как подсказывала им совесть и душа.
Тот же пулеметчик Федор Афанасьевич Троян: до войны служил на границе с Польшей, потом работал в пожарной охране завода. Четко осознавал, что значат для страны ее рубежи. Он принимал участие во многих лесных боях, защищая партизанский лагерь, как страну, подрывал мосты, минировал дороги, одновременно выполнял обязанности санитара. Партизан - не красноармеец регулярной армии. Он должен быть мастером на все руки, обязан уметь делать то, в чем есть нужда, что требуется в данный момент. Ф. А. Троян был как раз из таких «многостаночников». То же самое можно сказать о Л. Т. Журавлеве, С. Г. Рындине и многих других партизанах отряда Денисова - людях долга, совести, людях чести и партизанской смекалки.
Спецзадание
Сергея Денисова, как уже говорилось, воспитала крестьянская среда, а закалила и без того твердый от природы характер оперативная работа в милиции. Выходец из бедного деревенского сословия и воспитанник милицейской школы жизни, он встретил войну в возрасте 28 лет. За плечами был почти четырехлетний опыт работы в органах НКВД.
Он неплохо владел азбукой Морзе, научившись работать на передатчике еще в годы службы в отдельном дивизионе связи 6-го кавалерийского корпуса имени Сталина. Правда, применить на практике эти навыки не удалось, так как у отряда отсутствовали средства связи, а у передатчика, который имелся в штабе Виноградова, часто не было батарей. Николай Стручков приводит такие слова Денисова: «Лес нас охранял, но он нас и пугал, особенно во время блокады. Немцы могли подойти с любой стороны, а связи не было».
Некоторая часть работников суда, прокуратуры, милиции и даже чекисты, пасуя перед угрозой захвата местности врагом или оказавшись на оккупированной территории, спешно покидали свои места и бежали в надежные укрытия. А вот оперуполномоченный НКВД города Орджоникидзеграда (Бежицы) С. Т. Денисов повел себя достойно. Уже после войны он не отрицал, что испытывал чувство страха, ибо боялся попасть в руки немцев или полицаев, так как знал, что в случае плена судьба закончится для него печально. Однако несмотря на потенциальную опасность, он с первых дней с головой ушел в партизанскую борьбу.
Обстоятельный и дотошный Ф. П. Каменев, излагая историю милицейского отряда Денисова, подчеркнул, что 5 октября 1941 года распоряжением начальника городского отдела НКВД были объединены в один партизанский отряд созданные еще в августе отдельные небольшие формирования из сотрудников НКВД и военизированной пожарной охраны завода «Красный Профинтерн»8.
Местные исследователи, касаясь этого факта, обходят молчанием причину столь поспешного умножения сил. Между тем объединение двух отрядов было вызвано тем, что до оккупации города оставались считаные дни, а кто-то обязан был выполнить секретную директиву Сталина относительно оборонительных действий на территориях, которым угрожала оккупация. Перед уходом в лесной лагерь предстояло ликвидировать некоторые городские объекты, которые могли представлять интерес для наступающих частей вермахта. Только сотрудники НКВД и пожарные знали, как совместными усилиями выполнить эту работу (для этого и состоялось их объединение). По указанию
8 ГАНИСО. Ф. Р-8. Оп. 5. Д. 417. Л. 2 об.
НКВД люди Денисова сожгли один из заводов Орджоникидзеграда и разрушили ряд общественных зданий города. Это случилось, по словам Каменева, 8 октября 1941 года.
С взрывов социалистической собственности (если смотреть правде в глаза), по сути, и началась партизанская деятельность отряда Денисова. Это были сознательные акты по реализации указаний Сталина. Сейчас такая установка вождя (ничего не оставлять врагу) подвергается критике, а тогда она воспринималась как естественный и необходимый акт сопротивления. Однако сдержанный Денисов старался не распространяться по этому поводу после войны, отдавая предпочтение рассказам о других делах. В Брянской областной печати периодически появляются материалы об отряде Денисова, но о его роли в разрушении общественных зданий говорится завуалированно - как о таинственном «спецзадании горкома партии и руководства горотдела милиции»9.
Важное уточнение
Ф. Каменев в упомянутой мной краткой справке об отряде Денисова вскользь, однако без обиняков раскрыл не только смысл спецзадания, но и обозначил этапы самостоятельной деятельности партизан до момента объединения с отрядом А. Горбачева и группой И. Демочкина. Ясно сказал о создании на базе трех единиц единого формирования под общим названием: «Партизанский отряд имени Чапаева».
Эти этапы в основном связаны с переходами из одного леса в другой по причине преследования отряда оккупантами. Всего с момента начала лесной жизни отряд Денисова сменил три района своей дислокации.
С переменой местонахождения происходили изменения и в форме подчиненности отряда. Так, с февраля 1942 года вместе со своими бойцами Денисов временно вошел в состав партизанского батальона, которым в тот период командовал объединенный штаб во главе с А. Виноградовым и П. Рыжковым. Вошел, замечу, на правах самостоятельного подразделения. Таков был приказ штаба Западного фронта.
Любопытным является еще одно уточнение Ф. Каменева. По его словам, создание единого отряда под руководством
9 См.: Книга памяти. Брянск. Т. 12. 2003. С. 397.
А. Горбачева произошло в сентябре 1942 года по распоряжению штаба 4-й партизанской дивизии. Но здесь предельно точный начальник штаба ошибся. Действовала 3-я стрелковая партизанская дивизия (позже дивизия была переименована в Рогнединскую партизанскую бригаду), которая возникла в апреле 1942 года по решению Военного совета 10-й армии. Напомню: цель создания дивизии заключалась в объединении отрядов во имя повышения их боеспособности. Командовал дивизией майор И. В. Корбут. И как правильно подмечают те, кто интересуется историей создания этой дивизии, одна из ее задач состояла в организационной функции. Отряды Денисова, Демочкина и Горбачева как раз и попали в поле интересов этой партизанской дивизии и были объединены в одно целое. Но Каменев только один раз упомянул об этом факте, когда 1 декабря 1942 года подписал справку об истории создания отряда Денисова. В последующих заметках начальник штаба стал говорить о другом субъекте принятия важного для их отряда решения. И таким субъектом, по его более позднему мнению, являлся Орловский обком ВКП(б).
Несколько по-иному трактовал факт создания общего отряда комиссар бригады А. А. Тресиков. 10 октября 1943 года он заверил своей подписью справку, дав ей заголовок «Хронологические данные об отряде им. Чапаева»10. В этом документе форму объединения трех групп комиссар определил как появление «отдельного батальона партизанских отрядов Клетнянских лесов». При этом сослался на решение Клетнянского оперативного центра (КОЦ).
И он тоже не кривил душой, потому что в задачу 3-й стрелковой партизанской дивизии, как и Клетнянского оперативного центра, который позднее был упразднен, входило объединение партизанских отрядов, которые действовали в полосе 10-й армии. Так что смыслового противоречия между утверждениями начальника штаба и комиссара нет.
И тот и другой правы в главном: объединение трех групп в отдельный партизанский отряд состоялось в сентябре 1942 года. С этого времени как раз и начался их общий боевой путь.
У читателей может возникнуть вопрос, почему не бывший сотрудник НКВД Денисов, а бывший директор совхоза Горбачев возглавил объединенные отряды, а впоследствии и бригаду имени Чапаева.
10 ГАНИСО. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 451. Л. 12.
Мне кажется, что главная причина ставки Западного штаба партизанского движения на А. С. Горбачева заключалась в его безукоризненном прошлом. Это был порывистый, эмоциональный и иногда непредсказуемый человек, с жестким и независимым характером, но он, кстати, сумел ничем не запятнать себя до войны. А это имело едва ли не решающее значение, когда рассматривалась кандидатура на должность командира партизанского отряда.
Надо сказать, что к этому времени в Клетнянском лесу действовало 13 партизанских отрядов. По данным оперативной сводки ЦШПД, заверенной П. Пономаренко, кроме отряда Горбачева (примерно 80 человек), отряда Демочкина (около 90 человек) как роты Брянского районного отряда здесь находились бойцы капитана Данченко, политрука Панасенко, майора Рощина и ряд других. Это была крупная и боеспособная сила.
Источник:
Кучер, В.Н. Городской милицейский отряд: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны:милицейский партизанский отряд С.Т. Денисова / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.423-439. - ил. |