Партизаны Орджоникидзеграда

Воскресенье, 22.12.2024
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
календарь
«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Главная » 2023 » Апрель » 17 » О ненависти и мести
15:27
О ненависти и мести

Сергей Тимофеевич Денисов родился 18 декабря 1913 года в деревне Александровка на Смоленщине. Он - из крестьян- бедняков. До войны успел окончить один курс лесного техни­кума. Ему было 19 лет. Служил в армии.

В 1937 году начал работать в Орджоникидзеградском отделе НКВД - в должности оперуполномоченного. Здесь он впервые столкнулся с жертвами насилия и теми, кто это насилие совершал. Именно тогда выработалось отношение к добру и злу.

Оккупантов считал лихом. Как и многие партизаны испы­тывал ненависть к врагу. «Главная наша задача и цель - это месть захватчикам за их злодеяния на нашей земле, - так од­нажды определил смысл партизанской борьбы Сергей Дени­сов. - Сколько горя они принесли!.. Мы сами видели, что они творили. В отряд приходили люди, одетые в чем остались. Их дом сожгли, сгорело все, погибли родные. У нас зубы скри­пели от ненависти. Надо отомстить! И мы мстили, не дава­ли покоя немцам и их пособникам. Мы рассчитались с ними сполна. Девиз наш: „Кровь за кровь! Смерть за смерть"5

Уже в ходе войны эту особенность настроения участников партизанского движения пытались осмыслить популярные в ту пору писатели СССР. Не раз касался этой темы, напри­мер, А. Н. Толстой. На собрании писателей, которое состоя­лось в Алма-Ате в октябре 1942 года, он в своем выступлении привел рассказ молодой партизанки о посещении ее отря­дом села, где были немцы. Вот выдержка из этого рассказа: «....прибегает девчонка и сказала нам, что немцы в мочилесидят (большая яма, где мочат лен), они кинулись туда, там сидело 17 немцев, они делали так: как только немец высунет голову, так его за ворот схватывают и голову от­рубят, и так перебили всех 17 человек».

5 Стручков Н. Ф. Партизанский командир // Брянская учительская газета. 2013. № 17-18. 8 мая.

Еще Толстой сослался на генерала П. Н. Артемьева6, кото­рый передал свои впечатления об отношении партизан-чеки­стов к отрядам из русских и украинских наемников. Генерал признался, что когда его бойцы окружили одну такую группу, то он отошел, чтобы не смотреть, что с ними делают.

Толстой пришел к выводу, что ненависть к немцам и пре­дателям приняла страшную форму. О гуманности тогда речь не шла. Толстой определил такое состояние души как «силу ненависти и патриотизма»1. О высказываниях писателя было доложено И. Сталину.

Именно ненависть к оккупантам и глубокая связь с род­ной землей определили и поведение С. Т. Денисова и его лю­дей в военные годы. Нужно сказать, что не все в отряде были милиционерами и пожарными. К июлю 1942 года (до объ­единения с отрядом А. С. Горбачева) в подчинении Денисова находилось 34 бойца. Это были люди разного возраста и жиз­ненного опыта. Скажем, самому старшему - командиру от­деления Ивану Сергеевичу Новикову перевалило за сорок, а разведчице Галине Петровне Чернявской исполнилось 14 лет (в партизанских отрядах роль разведчиков преимуще­ственно выполняли подростки).

С. Денисов умел подбирать для отряда смелых и смышле­ных несовершеннолетних разведчиков. Любопытный рассказ об одном из них - Васе Козлове - оставил в своих воспомина­ниях врач отряда Иван Батюнин:

«Было в отряде Денисова два брата: Александр Козлов, лет двадцати двух, и Вася, лет четырнадцати. Вася был небольшого роста, но смелый и расторопный. По росту ему можно было дать лет десять. В Бежицу неоднократно ходил Борис Горный — на связь и диверсии. Однажды были посланы Борис Горный и Вася Козлов, чтобы расклеить листовки Совинформбюро, отпечатан­

6    Павел Артемьевич Артемьев - командир дивизии особого назначения войск НКВД, затем начальник Управления оперативных войск НКВД СССР, генерал- полковник.

7    См.: Вестник архива Президента Российской Федерации. Война. 1941-1945. С. 181-182.

ные мною на машинке, и передать письмо голове города, что­бы он отказался от службы немцам. Утром они пришли в город, расклеили листовки, а потом Вася зашел к голове города и су­нул ему письмо. Пока тот его вскрывал, Васи и след простыл. Полиция начала поиски. Полиция захватила Васю и Горного у дома сестры Васи, к которой они направлялись. Когда вели их в полицию, они проходили около забора хлебозавода. Горный, который спрятал в рукаве пальто пистолет, выстрелил в живот одному полицаю, а сам перелез через забор. Полицай схватил­ся за живот и упал, другой полицай бросил винтовку и убежал. За Горным через забор бросился Вася, но подоспевшие поли­цаи схватили его за ногу и стащили с забора. Забор для Васи был слишком высок. Да, и сапоги у Васи были сорок второго размера — не по его ноге, В полиции на допросе Вася расска­зал, что на улице его встретил убежавший дядя и попросил пе­редать письмо голове. За это он ему якобы дал деньги, которые нашли у Васи при обыске. При этом Вася сказал, что этот дядя просил расклеить по городу какие-то листовки, но он отказался. Как будто совпадало все. Однако допрашивали его ежедневно и полицаи, и немцы. При этом давали несколько оплеух. Кто-то из полицаев опознал его как неисправимого сорванца. На пя­тый день ареста Вася попросился в туалет, его повел полицай. Вася зашел в туалет, а полицай остался у двери. Вася пролез через дыру, спустился в яму и ушел. Зная все ходы и выходы в городе, он скрылся. Вася пришел в Крыловский лес и остался на ночь в одной из землянок. Предварительно он зашел на быв­ший склад, набрал там сухарей, которые разбросали каратели еще пятого ноября, погрыз их и улегся спать. В этот день я, его брат Козлов и еще двое партизан из роты Денисова приехали рано утром в этот лес забрать оставшиеся там продукты. По­шли в штабную землянку и увидели на снегу свежий след, кото­рый вел в землянку. Следа выхода из землянки не было. Следо­вательно, кто-то находился в землянке. Крикнули;

—  Выходи! — никто не отозвался.

—  Выходи! Или гранату бросим! — слышим, кто-то зашевелил­ся в землянке. Смотрим, из землянки лезет наш Вася. Как здесь обрадовался его брат Александр. В отряде уже думали, что про­пал наш Вася. Мы забрали сухари, котел сливочного масла. При­несли его на жердине в землянку Денисова, где оставили сани с лошадью и охрану. Наш часовой приготовил нам уже обед,

мы накормили Васю, закончили обед, выслушали его рассказ и вечером отправились к Круглому озеру. Вася был представ­лен к медали „За отвагу". В дальнейшем он еще не раз выполнял разные поручения по разведке и участвовал в боях. Когда мы спросили Васю, почему он не шел в лагерь, он нам ответил, что он туда дороги не знал. Правда, ведь мы уходили из этого лаге­ря ночью. Где такому мальчишке найти дорогу.

—  Чтобы ты здесь делал?

—  Вечером пошел бы в Дарковичи, а оттуда я бы нашел дорогу.

Несмотря на большие сапоги, Вася изрядно замерз, но ноги не отморозил: мы его нашли своевременно. Мог бы замерзнуть, морозы в то время были большие».

Несмотря на отвагу и хитрость даже юных рядовых бой­цов, именно милиционеры и пожарные создавали облик от­ряда, формировали его характер. Их влияние осуществлялось не с помощью пропагандистских речей и выступлений на со­браниях. Они жили и совершали поступки так, как подсказы­вала им совесть и душа.

Тот же пулеметчик Федор Афанасьевич Троян: до войны служил на границе с Польшей, потом работал в пожарной охране завода. Четко осознавал, что значат для страны ее ру­бежи. Он принимал участие во многих лесных боях, защищая партизанский лагерь, как страну, подрывал мосты, миниро­вал дороги, одновременно выполнял обязанности санитара. Партизан - не красноармеец регулярной армии. Он должен быть мастером на все руки, обязан уметь делать то, в чем есть нужда, что требуется в данный момент. Ф. А. Троян был как раз из таких «многостаночников». То же самое можно сказать о Л. Т. Журавлеве, С. Г. Рындине и многих других партизанах отряда Денисова - людях долга, совести, людях чести и пар­тизанской смекалки.

Спецзадание

Сергея Денисова, как уже говорилось, воспитала кре­стьянская среда, а закалила и без того твердый от природы характер оперативная работа в милиции. Выходец из бедно­го деревенского сословия и воспитанник милицейской шко­лы жизни, он встретил войну в возрасте 28 лет. За плечами был почти четырехлетний опыт работы в органах НКВД.

Он неплохо владел азбукой Морзе, научившись работать на передатчике еще в годы службы в отдельном дивизионе связи 6-го кавалерийского корпуса имени Сталина. Правда, применить на практике эти навыки не удалось, так как у от­ряда отсутствовали средства связи, а у передатчика, который имелся в штабе Виноградова, часто не было батарей. Николай Стручков приводит такие слова Денисова: «Лес нас охранял, но он нас и пугал, особенно во время блокады. Немцы могли подойти с любой стороны, а связи не было».

Некоторая часть работников суда, прокуратуры, милиции и даже чекисты, пасуя перед угрозой захвата местности вра­гом или оказавшись на оккупированной территории, спешно покидали свои места и бежали в надежные укрытия. А вот оперуполномоченный НКВД города Орджоникидзеграда (Бежицы) С. Т. Денисов повел себя достойно. Уже после войны он не отрицал, что испытывал чувство страха, ибо боялся по­пасть в руки немцев или полицаев, так как знал, что в случае плена судьба закончится для него печально. Однако несмот­ря на потенциальную опасность, он с первых дней с головой ушел в партизанскую борьбу.

Обстоятельный и дотошный Ф. П. Каменев, излагая исто­рию милицейского отряда Денисова, подчеркнул, что 5 октя­бря 1941 года распоряжением начальника городского отдела НКВД были объединены в один партизанский отряд создан­ные еще в августе отдельные небольшие формирования из со­трудников НКВД и военизированной пожарной охраны заво­да «Красный Профинтерн»8.

Местные исследователи, касаясь этого факта, обходят мол­чанием причину столь поспешного умножения сил. Между тем объединение двух отрядов было вызвано тем, что до оккупации города оставались считаные дни, а кто-то обязан был выпол­нить секретную директиву Сталина относительно оборонитель­ных действий на территориях, которым угрожала оккупация. Перед уходом в лесной лагерь предстояло ликвидировать неко­торые городские объекты, которые могли представлять интерес для наступающих частей вермахта. Только сотрудники НКВД и пожарные знали, как совместными усилиями выполнить эту работу (для этого и состоялось их объединение). По указанию

8 ГАНИСО. Ф. Р-8. Оп. 5. Д. 417. Л. 2 об.

НКВД люди Денисова сожгли один из заводов Орджоникидзеграда и разрушили ряд общественных зданий города. Это слу­чилось, по словам Каменева, 8 октября 1941 года.

С взрывов социалистической собственности (если смотреть правде в глаза), по сути, и началась партизанская деятель­ность отряда Денисова. Это были сознательные акты по ре­ализации указаний Сталина. Сейчас такая установка вождя (ничего не оставлять врагу) подвергается критике, а тогда она воспринималась как естественный и необходимый акт сопро­тивления. Однако сдержанный Денисов старался не распро­страняться по этому поводу после войны, отдавая предпочте­ние рассказам о других делах. В Брянской областной печати периодически появляются материалы об отряде Денисова, но о его роли в разрушении общественных зданий говорится завуалированно - как о таинственном «спецзадании горкома партии и руководства горотдела милиции»9.

Важное уточнение

Ф. Каменев в упомянутой мной краткой справке об отряде Денисова вскользь, однако без обиняков раскрыл не только смысл спецзадания, но и обозначил этапы самостоятельной деятельности партизан до момента объединения с отрядом А. Горбачева и группой И. Демочкина. Ясно сказал о созда­нии на базе трех единиц единого формирования под общим названием: «Партизанский отряд имени Чапаева».

Эти этапы в основном связаны с переходами из одного леса в другой по причине преследования отряда оккупанта­ми. Всего с момента начала лесной жизни отряд Денисова сменил три района своей дислокации.

С переменой местонахождения происходили изменения и в форме подчиненности отряда. Так, с февраля 1942 года вместе со своими бойцами Денисов временно вошел в состав партизанского батальона, которым в тот период командовал объединенный штаб во главе с А. Виноградовым и П. Рыжко­вым. Вошел, замечу, на правах самостоятельного подразделе­ния. Таков был приказ штаба Западного фронта.

Любопытным является еще одно уточнение Ф. Камене­ва. По его словам, создание единого отряда под руководством

9 См.: Книга памяти. Брянск. Т. 12. 2003. С. 397.

А. Горбачева произошло в сентябре 1942 года по распоряже­нию штаба 4-й партизанской дивизии. Но здесь предельно точный начальник штаба ошибся. Действовала 3-я стрел­ковая партизанская дивизия (позже дивизия была пере­именована в Рогнединскую партизанскую бригаду), которая возникла в апреле 1942 года по решению Военного совета 10-й армии. Напомню: цель создания дивизии заключалась в объединении отрядов во имя повышения их боеспособности. Командовал дивизией майор И. В. Корбут. И как правильно подмечают те, кто интересуется историей создания этой диви­зии, одна из ее задач состояла в организационной функции. Отряды Денисова, Демочкина и Горбачева как раз и попа­ли в поле интересов этой партизанской дивизии и были объ­единены в одно целое. Но Каменев только один раз упомянул об этом факте, когда 1 декабря 1942 года подписал справку об истории создания отряда Денисова. В последующих заметках начальник штаба стал говорить о другом субъекте принятия важного для их отряда решения. И таким субъектом, по его более позднему мнению, являлся Орловский обком ВКП(б).

Несколько по-иному трактовал факт создания общего от­ряда комиссар бригады А. А. Тресиков. 10 октября 1943 года он заверил своей подписью справку, дав ей заголовок «Хроно­логические данные об отряде им. Чапаева»10. В этом докумен­те форму объединения трех групп комиссар определил как появление «отдельного батальона партизанских отрядов Клетнянских лесов». При этом сослался на решение Клетнянского оперативного центра (КОЦ).

И он тоже не кривил душой, потому что в задачу 3-й стрел­ковой партизанской дивизии, как и Клетнянского опера­тивного центра, который позднее был упразднен, входило объединение партизанских отрядов, которые действовали в полосе 10-й армии. Так что смыслового противоречия между утверждениями начальника штаба и комиссара нет.

И тот и другой правы в главном: объединение трех групп в отдельный партизанский отряд состоялось в сентябре 1942 го­да. С этого времени как раз и начался их общий боевой путь.

У читателей может возникнуть вопрос, почему не бывший сотрудник НКВД Денисов, а бывший директор совхоза Горба­чев возглавил объединенные отряды, а впоследствии и брига­ду имени Чапаева.

10 ГАНИСО. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 451. Л. 12.

Мне кажется, что главная причина ставки Западного штаба партизанского движения на А. С. Горба­чева заключалась в его безукоризненном прошлом. Это был порывистый, эмоциональный и иногда непредсказуемый че­ловек, с жестким и независимым характером, но он, кстати, сумел ничем не запятнать себя до войны. А это имело едва ли не решающее значение, когда рассматривалась кандидатура на должность командира партизанского отряда.

Надо сказать, что к этому времени в Клетнянском лесу дей­ствовало 13 партизанских отрядов. По данным оперативной сводки ЦШПД, заверенной П. Пономаренко, кроме отряда Горбачева (примерно 80 человек), отряда Демочкина (около 90 человек) как роты Брянского районного отряда здесь на­ходились бойцы капитана Данченко, политрука Панасенко, майора Рощина и ряд других. Это была крупная и боеспособ­ная сила.

Источник:

Кучер, В.Н. Городской милицейский отряд: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны:милицейский партизанский отряд С.Т. Денисова / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.423-439. - ил.

Просмотров: 233 | Добавил: Натали | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Сайт Бежица
ЦГБ им. Проскурина МБУК ЦСОБ г. Брянска © 2024
uCoz