Судьба отважного минера и смелого разведчика им. Виноградова Юрия Михайловича Протопопова, трагически ушедшего из жизни в мирное послевоенное время, отражает судьбу многих его ровесников которые в раннем возрасте оказались в эпицентре борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на оккупированной врагом территории нынешней Брянской области.
Детские годы у Ю. Протопопова произошло событие, которое оставило глубокий след в его жизни. Он родился в благополучной семье потомственного священника, протоирея Михаила Петровича Протопопова, выпускника Орловской духовной семинарии, знавшего семь языков. В доме всеми уважаемого в округе священнослужителя царил достаток, покой и порядок. И вдруг в разгар антицерковной истерии 30-х годов отца арестовывают. Юрий видел эту сцену ареста. Мальчику едва исполнилось восемь лет.
В двадцатилетнем возрасте подрывника-разведчика Ю. Протопопова заставили сообщить о себе подробности, связанные главным образом с церковной деятельностью его отца. Ему вручили личный листок по учету кадров, в котором была специальная графа "Автобиографические дополнения" и предложили её заполнить.
Молодой партизан написал:
"Я, Юрий Михайлович Протопопов, родился в 1923 году 3-го января, в семье священника, в селе Красная Заря Орловской области. Жил с отцом до 1930 года. В 1930 году убег от отца. Был передан в городе Прохладный милицией в детский дом. Из него сбежал в другой детдом. Попал в город Харьков. Из Харькова - в Киев, побывал во многих других детских домах.
С 1939 года я учился в Архангельском морском техникуме 6 месяцев. Затем я работал в городе Орджоникидзеграда слесарем-сборщиком.
Когда началась война, я вступил со своей сестрой Маргаритой Михайловной Протопоповой в отряд. Она же и сейчас там в отряде.
Мать в Башкирской АССР, в городе Уфа, с сестрой меньшей, брат в ФЗО. Отец умер в 1935 году.
Я вступил в 1943 году в кандидаты ВКП(б). Кандидатская карточка находится в Орловском обкоме партии. Родственников за границей нет."
До войны Юрий Протопопов работал на заводе "Красный Профинтерн", но начал он партизанскую службу в отряде, который был создан на другом известном предприятии города Орджоникидзеграда - стальзаводе. Командиром здесь стал офицер НКВД - Дмитрий Пуклин.
Трудно сказать, что для Юрия Протопопова было наиболее привлекательным - минирование железной дороги или же разведка. он умел хорошо делать и то и другое. Все зависело от задач, которые в разные периоды стояли перед отрядом.
В ноябре 1941 года, например, произошло событие, которое сыграло важную роль во всей боевой последующей деятельности брянских и калужских партизан: в районе города Людиново появился отряд "Митя" под командованием капитана госбезопасности, впоследствии известного писателя Дмитрия Николаевича Медведева.
Появление отряда "Митя", на стоянке Орджоникидзеградских партизан отряда стальзаводчан под руководством Дмитрия Пуклина вблизи хутора Улемль, расположенной в урочище неподалеку от деревни Дубровка Дятьковского района - Улемской даче,было не запланированной, а вынужденной мерой.Немцы выследили отряд Медведева и преследовали, а так же в отряде была проблема с продовольствием, к тому же сам Медведев был легко ранен в ногу и нуждался в лечении и передышке.
Была создана группа разведки, в которую вошли диверсанты Медведева и партизаны Пуклина. В эту группу был рекомендован и Ю. Протопопов. Предстояло собрать важные данные о противнике, сосредоточенном на территории Калужской области. Буквально на животе проползли Юрий Протопопов и другие партизаны из отряда Пуклина десятки километров от Кирова до Зикеева. Разведчики собрали ценную информацию и указали на карте точное месторасположение сил противника. У Медведева была радиостанция, с помощью которой он передал ценные сведения на большую землю. Это накануне контрнаступления Красной Армии под Москвой.
Именно с Улемской дачи была разгромлена станция Судомир и осуществлен налет на Жиздру, где были уничтожены комендатура, полицейский участок и (по некоторым данным)спецшкола Абвера, которая готовила провокаторов-предателей для засылки в партизанские отряды.
Орджоникидзеградские партизаны участвовали не только в разгроме станции Судомир. Юрий Протопопов в составе группы подрывников принял активное участие в ликвидации водокачки. А уж Д. Медведев и его отряд громили вражеские участки, которые находились в Жиздре и Зиекееве.
Только после этого Медведев принял решение перейти линию фронта. Первая попытка не удалась. Во второй попытке участвовала другая группа проводников, в составе которой находился и Ю. Протопопов. Проход более чем 200 диверсантов Д. Медведева через линию фронта прошел успешно.
Подрывники были не из робкого десятка - они систематически доказывали своё мастерство. Нередко приходилось прибегать к различным хитростям, чтобы осуществить взрыв вражеского эшелона. Однажды их четверка: Юрий Протопопов, Николай Степин, Семен Саунин и Михаил Сазонкин, выполняя задание, приблизились к железнодорожному полотну Московско-Киевской железной дороги, в районе между станциями Судомир и Батогово. И обнаружили, что выход к рельсам практически невозможен из-за хитроумных ловушек, расположенных вдоль полотна. К тому же немцы устроили живую охрану, заставив мирных крестьян парами стоять или сидеть на рельсах.
План (после тщательного изучения обстановки) предложил М. Сазонкин: выбрать удобный участок для минирование, обезвредить ловушки, незаметно подползти к полотну, приказать двум женщинам, которых он выделил среди всех, молчать, переодеться в женское одеяние и самим в качестве "охранниц" устроиться на рельсах. Роль женщин взялись сыграть Сазонкин и Степин. Мину должен был заложить Протопопов.
Так и сделали. Крушение поезда произошло. В лес убегали вместе со своими помощницами, которые намеревались идти к дальним родственникам, - немцы могли посчитать их погибшими во время взрыва.
Технология подготовки взрыва была до крайности примитивной и поэтому опасной. не каждый мог справиться с самодельными взрывными устройствами. именно поэтому от минера требовалось большое искусство постановки мины.
Вот как выглядел этот процесс в описании Юрия Протопопова:
"Я выбирал лишнюю землю в сумку, подгоняя мину под стык рельсов левой стороны. Мина была химическая. Вложив её с капсюлем-взрывателем, я долго возился, устанавливая на взрыватель мешочек из резины от медицинской перчатки, наполненный смесью бертолетовой соли с сахарной пудрой. Оставалось положить ампулу с серной кислотой на мешочек со смесью. Боясь взорвать себя и товарищей, начинаю себя успокаивать. Прощупав разрыв между ампулой и рельсом и убедившись, что все в порядке, я тщательно замаскировал мину, а затем, отползая, замаскировал следы"
Кучер, В.Н. Заслуги перед Отечеством, или Дважды ненагражденный: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны:отважный минер Юрий Михайлович Протопопов / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.440-471. - ил.
Протопопов, Ю.М. Провал вражеской засады//Взрывы на большаке: Воспоминания участников партизанской борьбы на Брянщине. - Брянск: Брянский рабочий, 1963. - С. 221
|