19 февраля 1942 года специальный корреспондент ТАСС Г.Крылов в одном из своих информационных сообщений назвал партизанский отряд Виноградова "грозой для фашистов". К такой оценке он пришел, изучив ряд фронтовых газетных публикаций за ноябрь 1941 года, которые были посвящены орджоникидзеградским партизанам.
Партизанскую прессу тех лет следует читать с большой долей недоверия к её выводам. Но в данном случае эпитет "гроза" употребляется без метафорического оттенка, а отразил важную особенность отряда Виноградова - Рыжкова. Она заключалась в том, что к ноябрю 1941 года прошло около двух месяцев с момента лесной жизни отряда, но за этот срок он, как мы теперь знаем, успел получить известность, его боевые успехи ставились в пример.
Командир Дятьковской партизанской бригады подполковник Григорий Орлов(в состав этой бригады Орджоникидзергадский партизанский отряд официально вошел через два месяца и 11 дней после смерти А. Виноградова, то есть 15 октября 1942 г.), писал, что в течение октября 1941 года большенство партизан северо-западных районов Орловской области боевых действий не вели. Как исключение из этого правила, он назвал действия Орджоникидзеградского, Бытошского и Людиновского отрядов. Их возглавляли соответственно А. И. Виноградов, В. И. Алексеев(по кличке "Девушка", в прошлом директор стекольного завода, достаточно взрослый человек) и В. И. Золотухин (бывший начальник районного отделения НКВД, ему еще не было 40 лет). Отряды этих командиров устраивали диверсионные акты на большаках, по которым двигались тылы противника на фронт к Туле.
Но Григорий Орлов особо выделил орджоникидзеградских партизан под командованием Александра Виноградова - как наиболее подготовленных к проведению диверсий.
РГАСПИ. Ф.69.Оп.1.Д.215.Л.2.
Именно при этом партизанском лидере впервые начала выстраиваться на первый взгляд не совсем очевидная управленческая вертикаль. Это нашло свое отражение в создании единого штаба орджоникидзеградских партизанских отрядов.
Идея объединения получила всё же развитие в инициативе Виноградова присвоить отряду имя "Партизанский батальон завода "Красный Профинтерн"". Рыжков, став командиром, дал отряду другое имя: Орджоникидзеградский объединенный партизанский батальон".
Но ни то ни другое название не прижилось. Были даже периоды в истории этого формирования, когда оно именовалось просто - отряд №4.
Идея объединения партизанских отрядов становилась все более популярной, шла как "снизу", так и "сверху", набирала силу, но сталкивалась с сопротивлением. Стремление к единству шло параллельно с расколом. Как правио, военные люди выступали за объединение. Против него высказывались "партийные" отряды. Это было реальное противоречие, которое повлияло на эффективность партизанской борьбы.
В конце декабря 1941 года советские офицеры(с одобрения армейского руководства) предпринять первую попытку собрать в деревне Манешино совещание руководителей всех партизанских отрядов для выбора общего командования и выработки стратегии совместных действий. Но А.И. Виноградов не явился на это совещание и отказался прислать для участия в нем своих представителей. Руководители орджоникидзеградских партизан не намеревались зависеть от "чужих" начальников и подчиняться армейским офицерам, а были нацелены вести самостоятельную борьбу в тылу врага под руководством Орловского обкома партии.
Примечательна в этом смысле радиограмма, которую Матвеев направил всем командирам и комиссарам партизанских отрядов Орловской и Курской областей после выхода приказа Ставки Верховного главного командования о создании фронтовых штабов партизанского движения: "Разъясняю:1. Что отныне приказы и распоряжения командирам и комиссарам партизанских отрядов будут исходить только от штаба партизанского движения. 2. Материалы разведывательного характера, различные запросы, отчеты, представления к наградам и другие материалы направлять на имя начальника штаба".
Надо понимать, что до начатого Виноградовым объединение орджоникидзеградских партизан они воспринимались не как единое целое, а ка сумма отдельных отрядов. Так, например, в сводке для Орловского обкома партии о боевых действиях партизан на территориях Брянского и Дятьковского районов за октябрь 1941 - февраль 1942 года говорилось об успехах сразу шести орджоникидзеградских партизанских отрядов: М.Г. Гудаков, Г.А. Мирошкин, Т. Ф.Шпадырев, В.П. Дурнев, Е.Р. Берндт, П.М. Смертин. *Отряды были малочисленны.
И. Коренков в книге "Не ставшие на колени" подтверждает, что фактически объединение орджоникидзеградских партизанских отрядов произошло в 1942 году, после июньской карательной экспедиции фашистов. . он даже указал место, где такое объединение состоялось, - в лагере у Круглого озера.
Однако документально это не подтверждено. приказа или распоряжения о создании ОПБ никто и никогда не приводил. Возможно, именно поэтому существуют расхождения в определении даты создания единого штаба командования отрядами.
Нельзя исключить, что в случае с орджоникидзеградскими отрядами общий штаб был создан скорее по договоренности и общему согласию, а не бюрократически.
Курс на объединение отрядов в зоне действия 10 армии Западного фронта был осложнен(если не прерван) установкой на обязательное соблюдение партийной подотчетности Орловскому обкому партии.
Ставка на двойное подчинение (партийное и военное) привела орджоникидзеградских партизан к отрыву от основных сил Дятьковской партизанской бригады, способствовала самоизоляции, потере боевитости и вызвала череду кадровых перестановок в штабе отряда.
У военного командования 10-й армии, в полосе которой действовали партизанские отряды, беспокойство вызывало наличие небольших местных партизанских отрядов и мелких военных групп, размытость управления ими, тяга многих отрядов к обособленным действиям. Тогда на ряду с партийным руководством партизанским движением начали вступать в силу армейские правила управления боевыми действиями партизан.
Это был новый этап развития партизанского движения, армейский этап был значительным шагом вперед, эрой профессионализации управления партизанскими отрядами.
В Дятьковском краеведческом музее сохранилась копия воспоминаний, принадлежащая перу гвардии подполковника М.И. Чазова, в прошлом начальника оперативной группы Западного штаба партизанского движения. Рукопись снабжена не характерным для военного человека "гуманитарным" заголовком - "Мое знакомство с отрядом имени А.И. Виноградова"
К началу января 1942 года 10 армия Западного фронта после тяжелых боев и кровопролитных сражений вышла на рубеж Зикеево-Людиново-Киров. перед фронтом этой армии простирались дремучие Брянские леса М. Чазов, в этот период занимавший должность начальника отделения политотдела армии по работе среди партизан и частей Красной Армии, оказавшихся в тылу противника, получил от командующего генерал-лейтенанта В.С.Попова задание связаться с партизанскими отрядами, о существовании которых в штабе армии информации практически отсутствовала.
"Никто из нас, - вспоминает Чазов, - знал в тот период, какие отряды действуют и в каких лесах, сколько их, какая численность, вооружение, кто является командирами, что они делают.
Е. М. Чазов побывал в Орджоникидзеградском партизанском отряде, пробыл там несколько дней, встречался с А. Виноградовым и Рыжковым. Именно в этот период в отряде появилась рация, была налажена связь с командованием 10 -й армии. на посадочную площадку отряда стал прилетать самолет с письмами для партизан от родных и близких, газетами и журналами.
В первые месяцы жизни в лесу партизаны, представленные сами себе, не знали элементарных правил поведения в тылу врага, например, как нужно правильно реагировать часовому на приближение к лагерю посторонних. Только после беседы Виноградова с генералом-майором Вакуниным, оказавшимся в ноябре 1941 года вблизи партизанской стоянки на Круглом озере, были выработаны профессиональные меры защиты от внезапного нападения. Генерал объяснил Виноградову, как следует вести заготовку продуктов. Дружеские отношения сложились у этого отряда с командованием 3 -й стрелковой партизанской дивизии, состоящей из военных.
В сводке о действиях партизанских отрядов на участке 10 -й армии по состоянию на 14 мая 1942 года указывалось, что численность Орджоникидзеградского партизанского батальона составляла 303 человека. На вооружении имелись винтовки, пять ручных пулеметов и три станковых пулемёта, пять миномётов, десять автоматов. Отряд действовал в районе северо-западнее города Орджоникидзеграда. за время боевых действий отряд уничтожил до 500 немцев, 102 машины, 9 повозок, 10 танков, взорвал 6 мостов, расстрелял 80 врагов народа. Сводку подписал начальник разведывательного отдела штаба Западного фронта подполковник А.Прохоров.
Далее предстояла проверка отряда на способность вести боевые действия в условиях карательных экспедиций фашистов.
Кучер, В.Н. Партизаны Брянщины: мифы и реальность: на примере города Орджоникидзеграда (Бежицы), (1941-1943 годы) / Валерий Кучер. - М. , 2012. - 350, [1] с.: ил., портр., факс.
Кучер, В.Н. Пять жизней одного отряда: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны: гибель командира Орджоникидзеградского (Бежицкого) партизанского отряда А.И. Виноградова / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.233-246 . - ил. |