В Орловской области немцы создали большой оккупационный аппарат наемников, которые сотрудничали с вермахтом. Он подразделялся на три типа. Во-первых, это «восточные» батальоны (Оstbftallohe), как они назывались в терминах фашистской бюрократии, всего их насчитывалось 13 (иногда приводится цифра 14). Как пример подобного рода можно назвать бригаду Каминского. Во-вторых, была создана Служба порядка (Оrdnungsdienst). Функционировала еще «Вспомогательная полиция», ее можно отнести к третьему типу, в немецких документах с декабря 1942 года она значилась «Народной стражей» (Volkswehr). Батальоны «Народной стражи» (Volkswehr) на Брянщине носили римские цифры, счет велся с севера на юг - от I по XIV. На 15 июня 1943 г. в батальонах народной стражи служили 8191 человек. До этого (22 сентября 1942 г.) немецкая статистика называла 5657 человек.
А всего на Брянщине в 1943 г. непосредственно сотрудничали с вермахтом около 58 ООО советских граждан, еще очень много людей работали на промышленных предприятиях и в органах оккупационной администрации. Мужчины в вермахте были только частично жителями Брянщины. Лишь «Народная стража», бригада Каминского и «Служба порядка» рекрутировались на месте, там доля жителей нынешней Брянской области была близка к 100 %.
В разных районах страны существовала своя формула подсчета численности сельских отрядов «коллаборационистов». На Брянщине, например, полиция села насчитывала от 2 до 20 человек, в райцентрах - от 40 до 100 человек.
Согласно приказу по 3-й немецкой танковой дивизии от 17 июля 1941 года численность полиции на оккупированной территории Украины была определена в 1 % от всего населения данного пункта, а в мелких селах и деревнях - по усмотрению немецких частей. Следовательно, на всей оккупированной территории Украины численность полиции могла достичь 350-380 тысяч человек. По данным же партизанской разведки, численность сотрудников полиции не достигала и половины ее запланированной величины.
В Белоруссии была принята другая шкала исчисления. Основание для такого заключения дает приказ 813-й полевой комендатуры № 844 от 8 июля 1943 года. Там говорилось, что численность полиции в каждом районе не должна превышать 500 человек, а в таких городах, как Могилев, - 800 человек. На основании документов германского командования и донесений партизан общую численность местной полиции в Белоруссии можно определить в 130-150 тысяч человек.
Кто шел в сельскую полицию кроме названных выше категорий советских граждан? Сюда попадали дезертиры из партизанских отрядов. В «Справке о фактах перехода партизан на сторону врага», которая была составлена 12 декабря 1942 года, подчеркивалось, например, что из партизанских отрядов под командованием Емлютина, перешло на сторону врага 284 человека.
Шли в полицию, как мы теперь знаем, не только бывшие военнопленные и «окруженцы», осевшие в селах. Туда приходила «зеленая» крестьянская молодежь от 17 до 20 лет. Фашистские инструкции рекомендовали также подбирать в карательные отряды лесников, егерей, хорошо знавших местность.
Немцы не очень доверяли сельской полиции, да и партизаны держали «народных стражников» в страхе. Некоторые участники нападения на сельские полицейские участки утверждали, что наемники побаивались ночью спать дома, они ночевали в приусадебных постройках, поэтому партизанам с ними не всегда удавалось сполна рассчитаться. Многие признавались, что полицаев было нелегко брать в плен - из- за их смертельной боязни за собственную жизнь.
Присутствие на территории Брянщины немецких служб охраны не могло гарантировать сельской полиции безопасность, хотя, по данным собственной агентуры, документам и показаниям пленных, штаб партизанского движения Брянского фронта установил, что против партизанских отрядов и бригад Орловской области действовал тыловой корпус № 532. В его состав входили группа Фукс, велосипедный батальон 143, караульные батальоны 313, 304, 703, 862, полк «Десна», отдельный пехотный и строительные батальоны, до трех эскадронов кавалерийской группы, другие подразделения - вплоть до танкового взвода.
Тыловой корпус № 532 назывался «областью Корюка» (Коruk). Так в тылу 2-й танковой армии обозначалась территория, которой руководил генерал-лейтенант Бернгард. В эту территорию входила в основном нынешняя Брянская область без города Клинцы. Руководил полицией капитан Крюа, он был подчинен Корюку. В распоряжении Корюка были, как сказано выше, разные батальоны для охраны сухопутных и железных дорог.
Против партизан воевали не только немецкие охранные батальоны, но и одна французская формация в районе Клетни. В южном лесном массиве воевали венгры. Русские обычно не участвовали в крупных операциях против партизан, но в перестрелки с ними вступали. «Восточные батальоны», состоявшие из отечественных наемников, конечно, активно воевали против партизан.
Источник:
Кучер, В.Н. Население, партизаны и оккупанты/ В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.598-637. - ил. |