Самым удобным местом вербовки наемников оккупанты считали лагеря советских военнопленных. В одном из курских лагерей содержались одновременно примерно 14 тысяч военнопленных, так что выбор для оккупантов имелся, тем более что условия содержания людей были невыносимыми.
Докладная записка начальника управления НКВД по Курской области В. М. Казакова иллюстрирует ряд типичных приемов, применявшихся немцами для набора контингента из- менческих формирований. Он писал, что сотрудники лагерей разграничивали военнопленных по специальностям и должностям: летчики, рядовые красноармейцы, офицеры, командный состав; по национальности: русские, украинцы, евреи.
Взято: донесение заместителя начальника БШПД подполковника К. Горшкова «О группировке противника перед фронтом объединенных партизанских бригад Орловской области по состоянию на 24.12. 42 г.».
Лиц, называвших себя украинцами, в присутствии переводчиков заставляли называть на родном языке двенадцать месяцев по порядку. Тех, кто хорошо знал украинский язык, освобождали из лагеря и отпускали по домам. Другим предлагали вступить в полицию или записаться в кавалерийские подразделения. Сформированные таким образом сотни «свободного казачества» направлялись для борьбы против брянских, гомельских и курских партизан.
Хотя батальоны преимущественно создавались из представителей различных национальностей, были, однако, и смешанные подразделения, которым придавалась национальная окраска. Так, в «украинских» полках в населенном пункте Старь Орловской области и в городе Рославль Смоленской области находились русские, но каратели записали их в состав украинских легионеров, так как люди, чтобы выжить, переделывали свои фамилии на украинский лад - в надежде, что им со временем удастся перейти к партизанам.
Стенограмма беседы представителя Центрального штаба партизанского движения с командиром полка им. 24-й годовщины Красной Армии Г. М. Лимировым показывает, что люди вербовались при помощи изощренной геббельсовской пропаганды. В лагере военнопленных города Дорогобужа немцы, например, 15 октября 1941 года провели митинг, на котором объявили, что война с Россией кончилась, Москва взята. Калинин, мол, сдал столицу с белым флагом, создано временное правительство во главе с Маленковым, с которым начались переговоры о заключении мира. Сталин, дескать, улетел из Москвы в Америку. Военнопленным объявили, что теперь они могут идти куда хотят, но только не в сторону Москвы, так как там все еще идут бои с остатками воинских частей Красной Армии. По указанию немцев военнопленные пошли на Смоленск, поверив в то, что там их соберут и распределят по вагонам и отвезут по родным деревням. Но когда военнопленные собрались в Смоленске, их стали направлять в Германию...
Нередко красноармейцев, попавших в плен, отпускали домой, если было установлено, что их семьи проживали на оккупированной территории. Среди этих людей было немало честных граждан, не сумевших, однако, разобраться в истинном лице нацизма. Они рассказывали родным и близким, товарищам по оружию о гуманности противника и, сами того не подозревая, служили своеобразным каналом распространения немецкой пропаганды.
Город Орел был оккупирован 4-й дивизией танковой армии Гудериана, и для завоевания доверия местного населения, его сочувственного отношения к германской оккупационной политике упор был сделан на потенциал 693-й роты немецкой пропаганды, которая подчинялась отделу военной пропаганды вермахта и Министерству просвещения и пропаганды.
Немцы воздействовали на партизан и жителей сел и деревень не только карательными методами. В области открывались клубы, курсы, политшколы, где готовились пропагандисты оккупационного режима из числа учителей, чиновников разного уровня, сельских старост.
В 1942 году в Белгороде советские разведчики обнаружили склад, где хранилось 19 образцов фашистской литературы, предназначенной для распространения среди населения. Названия этих брошюр и листовок говорят сами за себя: «Начинается новая жизнь», «Год назад началась борьба за ваше освобождение», «Почему я враг большевистской власти», «Всем женщинам и девушкам», «Женщина в Германии», «Объявлен новый порядок пользования землей». Имелись на складе и другие листовки: «Гитлер - освободитель», «Я живу в немецкой семье и очень счастлив», «Как сталинская шайка уничтожила народ».
Быстрое продвижение вермахта вглубь советской территории, отступление Красной Армии, окружение ее крупных войсковых соединений повергало в шок очень многих людей. Используя этот фактор, оккупанты не просто превращали советские города, деревни и села в подконтрольный тыл своей 2-й танковой армии. Немцы пытались (и порой не безуспешно) активно воздействовать на сознание крестьян. Приемы, методы и способы были разные.
О неоднородности настроения советских людей на оккупированной территории говорил и писал в фашистской оккупационной газете «Речь», издававшейся в Орле, «солдат Геббельса» русский журналист, заместитель редактора Владимир Соколов, выступавший под псевдонимом Владимир Самарин. Подчеркивая наличие в обществе разных категорий населения, он выделил три из них, близкие ему по духу. Соколов не скрывал своих симпатий к тем, кто воспринимал большевизм только как зло. Разницу в восприятии большевизма он видел лишь в том, что одни мечтали это зло уничтожить без ущерба для России, другим не важна была цена такого уничтожения, вплоть до сотрудничества с врагом с оружием в руках. Третьи же, как считал Самарин, были инертны, хотя и настроены антисоветски (об оккупационной пропагандистской газете «Речь» и экстремизме ее орловских пропагандистов я вкратце расскажу ниже, когда коснусь проблемы психологической борьбы между партизанами и сторонниками оккупационной власти).
Влияние на умы и души советских людей осуществлялось с помощью прессы. Профашистские газеты и журналы издавались в Орле, Рославле, Трубчевске. А в соседнем Смоленске специально для крестьян выходила газета «Колокол». Газета «Речь», например, издававшаяся в Орле, распространялась со слоганом «Для населения освобожденных местностей».
Источник:
Кучер, В.Н. Население, партизаны и оккупанты/ В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.598-637. - ил. |