Партизаны Орджоникидзеграда

Воскресенье, 22.12.2024
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Главная » 2020 » Февраль » 7 » Радиосвязь
14:42
Радиосвязь

Из воспоминаний, которые приводятся ниже в оригинале, партизанки-разведчицы Объединенного Орджоникидзеградского (бежицкого) партизанского отряда им. А.И. Виноградова Маргариты Михайловны Протопоповой:

-Товарищи! Я радист. Мне очень интересно знать, как партизаны связываются с большой землей, по вашему выражению, по радио?

- Охотно расскажу...

Перед тем, как уходить нам в лес, мы несколько раз обращались с просьбой в соответствующие организации - обеспечить нас рацией. Но, к сожалению, нам не удалось ее положить, из-за отсутствия таковой на наших заводах. Работавшие оперативные группы не имели в своем распоряжении раций. Уже придя в лес, мы обратились в одно соедине­ние Красной Армии, расположенное на Орловских двориках. Но эта часть отходила и не могла удовлетворить нашу просьбу.

Еще раньше в Горкоме партии этот вопрос поднимался, в связи с зада­нием объединить все группы созданных партизанских отрядов для ра­боты в тылу. По этому вопросу было поручено заняться зам. комиссара Ивану Борисовичу ЛУНИНУ - ннженеру электрику завода "Красный Профинтерн". А как уже известно, при эвакуации наших городов, почти все ценное электрооборудование и радиооборудование было завезе­но вглубь страны. Много приходилось изобретать, как использовать обычные радиоприемники, работающие на обычной электросети, но это не дало должного результата. Проще говоря, мы остались без рации.

Во время нападения карателей на нашу землянку 2- роты в Крыловском лесу, в 9-ти километрах от города Брянска мы столкнулись с небольшой группой выходивших из окружения коман­диров Красной Армии. Среди них был научный сотрудник института Наркомсвязи инженер Аркадий Саввич Винницкий. Еще не зная его способности, зачислили в качестве рядового бойца в роту, где командиром был Григорий Аркадьевич Мирошкин. Как-то вечером этот командир доложил нашему комиссару, что тов. Винницкий предложил свои услуги - сделать что-либо для установления радиосвязи с Красной Армией. Это предложение было подхвачено и через несколько минут т. Винницкий находился в штабе.

Выше среднего роста молодой человек, в тельняшке, в черном поношенном пиджаке, в фуражке старого лесника, потрепанных брюках и сильно изношенных ботинках, рассказывал о себе, что он много занимался до войны в Наркомате связи.

Ему был показан обычный приемник "6 - Н-1",вывезенный из штаба истребительного батальона города. Мы думали, что авось, что нибудь выйдет с ним. Винницкий охотно взялся за оборудование своей радиостанции. Ему помогали бойцы-партизаны. Из разбитых на большаке автомашин противника, было принесено несколько, вполне пригодных аккумуляторов. Первое, что хотел сделать т. Винницкий, это использовать его , как радиоприемник.

Однажды вечером, видя, как занимается Винницкий своим делом, мне послышались звуки, передаваемые по эфиру радиопередачи. Я вскочила в штаб и радостно крикнула: "Радио работает! " Из штаба к Винницкому прибежали все, находившиеся там люди, но последний успокоил, что приемника радиостанции еще нет, а радость была преждевременной так как это были звуки, издаваемые улетающими на юг журавлями.

Сбоку ходил т. Лунин и ворчливо говорил - "Все равно ничего не получится... "

Но на 4-й день упорных трудов Винницкого, обычный б-ти ламповый настольный радиоприемник, хотя тихо, но заговорил.

Слушать же не пришлось. Под напором больших сил противника, мы были вынуждены оставить свои землянки партизанского стана Крыловского леса и перекочевать в Соколовскую дачу. Бережно сложив все радиоимущество, увернув его в одеяло, на переменку несли по Крыловскому лесу, во время переправы через реку Болву и дальше на северо-запад.

На новом месте т. Винницкий продолжал усовершенствовать получен­ные результаты.

Командир 1-й роты, лейтенант Иванов, ворвавщись ночью в поселок Сельцо, достал там несколько радиоприемников, в числе их был РПК, который Винницкий приспособил не только к приему радиостанций, но и значительно больше. Партизанский стан Соколовской дачи теперь ежедневно слушал радиопередачи. Но, останавливаться на достигнутом было нельзя, ведь слушали только в штабе командиры и политруки рот.

По предложению Винницкого - установить радиоточки во всех землянках нашего объединенного отряда, была сделана следующая работа:

В населенных пунктах мы достали репродуктор "Рекорд". Обычный трофейный провод протянули от штаба ко всем землянкам стана. И как было приятно смотреть, когда боец б-й роты - подрывник Юрий Протопопов спешно натягивал провод по лесу для того, чтобы включить в свою радиоточку роты в общую сеть вновь соединенного партизанского радиоузла. Ежедневно партизаны слушали радиопереда­чи столько, сколько позволял запас аккумуляторов и больше того, два раза в сутки из землянки штаба через мембрану, использован­ную в качестве микрофона, ответственный редактор последних изве­стий Орджоникидзеградского партизанского узла - комиссар отряда информировал товарищей о тех боевых операциях, которые проводились ротами и отдельными группами бойцов-партизан. Здесь же передава­лись приказы о предоставлении к Правительственной награде того иди иного, отличившегося товарища.

Это воодушевило наших партизан и некоторые подшучивая говорили: "А не изобретет ли наш инженер обслуживание нашим радиоузлом близ лежащих населенных пунктов?"

Обычай час после обеда. Оставшиеся в лагере от наряда, пришедшие из разведки и после выполнения боевых операций, бойцы, приближались к репродукторам, зная, что сейчас будет местная радиопередача.

Из репродуктора слышался знакомый голос: "Внимание! - говорит Орджоникидзеградский партизанский радиотрансляционный узел... Передаем последние известия".

" Товарищ! Несколько дней тому назад в деревню "Липово", прибыл крупный отряд, под командованием полковника Хлебцева, состоящий из команды политического состава нашей любимой Красной Армии, выходящих из окружения. Прежде чем войти в этот населенный пункт, разведчики этого отряда, убедившись, что им не грозит опасность, передали головному охранению о свободном въезде в деревню. Весь отряд был на конях. Ход и выход из деревни был запрещен. Полковник Хлебцев, встретившись с командиром нашего отряда т. Виноградовым, объяснил положение в тех районах, где он проходил и сказал, что уходит сегодня же ночью для того, чтобы перейти линию фронта.

Как приятно было встречаться со своими советскими людьми в тылу у врага, чувствовать, что мы не одни, что нас тысячи и все мы воодушевлены только одним - как-бы навредить врагу, как бы скорее разгромить ненавистных врагов.

Казалось, что этому отряду не грозит ничего, из деревни никто не выходил и никто не входил, но предатели делали свое гнусное дело... Лесник Беспятов, проживающий на дороге между деревнями Можель и Липово, выяснив, кто разместился в деревне Липово, срочно донес немецкому гарнизону.

Отряд т. Хлебцева в 12 часов ночи тронулся в путь, а уже через несколько часов за ним была устроена погоня фашистской кавалерии.

На одной из полян враги пытались рассеять этот отряд. 38 человек из вновь зачисленных окруженцев, находившихся ранее в нашем отряде были отрезаны от основной части отряда тов. Хлебцева, их обстреливали,но патриоты, пробравшись к лесу, исчезли в глубине его, а позже соединились с отрядом.

Это обстоятельство возмутило нас. Как могло быть, что мы, контролируя район, допустили, что фашисты узнали о продвижении отряда. Выяснение было поручено адъютанту–секретарю комитета комсомола Владимиру Симонову.

Поздней ночью в штаб был доставлен схваченный на лесной про­секе верховой. Последний отказался назвать своей фамилии, но по найденным у него запискам было установлено, что именно этот связной был между фашистским гарнизоном и лесником Беспятовым. Тов. Симонов, спрятавшись за ельник, наблюдал куда ходил лесник Беспятов и только на третий день ему удалось установить, что он шел на условленное место свидания, туда, где был схвачен связной.

Выйдя из-за деревьев, т. Симонов подошел к леснику Беспятову:

- Ты,что-же, папаша, делаешь здесь ?".

- Да так, хожу от скуки.

- Да здесь вот один верховой тоже сказал мне, что ездит от скуки. Просил передать тебе, что они ждут тебя к себе. Беспятов вначале все пытался отпираться, но показанная ему одна записка, уличила его во лжи и что его «прогулки» в далекий район леса, были не случайными.

После допроса арестованный предатель Беспятов признался, что пребывание отряда Хлебцева он выдал жандармскому батальону.

-А как вы попали в деревню?

-Я вышел кустарником со стороны Васильевских выселков. У кого я был, я вам не скажу, и так это осталось догадкой до тех пор, пока второй предатель не был установлен позже.

Во время пребывания в нашем районе Хлебцева, мы к нему обратились с просьбой -"Нет ли у вас свободной рации"?. Не укажете ли нам место , где достать. Без рации трудно работать. Мы несколько раз посылали бойцов в направление Мценска, чтобы свя­зать с нашими областными организациями и принесли из-за линии фронта рацию", ну, безусловно,тов. Хлебцев посочувствовал нам, но помочь не мог.

-А вы обращались с просьбой к генерал-майору Бакунину?

-Да, т. Хлебцев. Отряд генерал-майора Бакунина, проходя эти части в ноябре 1941 года, расположился в 500 метрах от нашего лаге­ря и когда его бойца подошли почти вплотную к нашему часовому т. Сальникову, он выстрелил вверх, давая сигнал о приближении неиз­вестных лиц. Так мы в первые дни, не испытавшие еще партизанской борьбы, делали неправильные сигналы.

Некоторое время спустя наш командир тов. ВИНОГРАДОВ беседовал с генерал-майором БАКУНИНЫМ. Пследний рассказал - как следует ставить посты. Обязательно, чтоб были подчаски у часовых. Не - допускать выстрелов, ибо они демаскируют вас, а наблюдать - куда движется та, иди иная группа, подходящая к лагерю, с тем, чтобы подчасок информировал штаб о всем виденном.

Как следует проводить заготовку продуктов, которые, кстати сказать, на второй площадке лимитировали боевые операции. Берите продовольотвие из общего колхозного добра, недопускайте, чтобы оно доставалось фашистам.

Больше двух часов продолжалась беседа, которая во многом помогла отряду.

И все тот-же вопрос: "Товарищ генерал-майор, нет ли в вашем отряде рации? Мы испытываем в этом нужду!...

- К сожалению, - ответил генерал-майор,- я лишен возможности помочь вам в этом.

Уже Винницкий не прекращал своих работ. Ему в помощь при­крепили одного партизана. Кипела работа по сборке радиоприем­ника. На столах в землянке первой роты каждый вечер и вою ночь напролет, склонившись над деталями и учебниками копошились люди: одни паяли, да привинчивали мелкие детали.

-Не хватает кое-каких деталей, необходимо поехать в Любохну, - говорит т. Винницкий.

- Пожалуйста, -сказали в штабе т. Винницкому. И он, вместе с помощником тронулся в путь.

В это время в поселке были фашисты. Тов. Винницкий уже нашел необходимое руководство для сбора радиоприемника, но в это время, к месту, где они находились, пришли фашисты. Его по­мощник бросился в дом, быстро снял перину на кровати и накрылся ею. Кровать была замаскирована.

Вошедшие ненцы переспросили: "Матка! Партизан!".

Осмотрев все уголки дома, по случайно счастливым обстоятельствам не тронули постель, где лежал партизан.

Другой партизан т. Винницкий заскочил в школу, куда подхо­дили фашисты. Выскочив из здания, Винницкий шмыгнул в сарай и прикрылся сеном. Немцы подожгли здание и огонь уже передавал­ся по забору к сараю, где находился Винницкий. Фашисты же об­ходили другие дома. Тут помогли пионеры Любохны. Спасибо этим пионерам. Они, сколоченные мною в группу, тайком разобрали доски горящего забора, чтобы не допустить огня к сараю. Так спасся изобретатель инженер Винницкий.

Пионеры Любохны собрали детали для радиопередатчика. Ночью они развешивали принесенные партизанами сводки советского информбюро, передавали принесенные из-за линии фронта газеты воинских частей. Они сообщали партизанам о предателях и доносили о приближении противника к поселку.

Не меньшую роль в этой работе сыграли и комсомольцы посёл­ка

Радиопередатчик готов. Командование объявило благодарность тов. Винницкому и премировало его деньгами.

Из-за линии фронта пришла очередная почта. Тов. Винницкий отзывался на курсы по освоению новых радиостанций.

Спустя несколько дней т. Винницкий пошел с заданием развед­отдела 10-й армии –сколотить группу отважных разведчиков нашего отряда, имея за плечами новую рацию. Командование охотно выдели­ло в его распоряжение замечательных бойцов: Сидорова по кличке "Дуня", Филатова, Белова и др.

Отважная группа, вместе с проводником Жуковского партизанского отряда, где командовал т. Воробьев, двинулась дальше, в Клетнянские леса, ближе к Белоруссии, чтобы выполнять новые задания.

В эти дни УНКВД по Орловской области, в распоряжение нашего отряда направило группу бойцов, вместе с рацией и радистом Константином Павловичем Савенковым, бывшим студентом сельхоз. академии им. Тимирязева. Это он передал первое сообщение о восстановлении советской власти в Дятьковском районе 4-го февра­ля 1942 года.

В первые дни его работы в Першинском лесу командир роты т. Журавлев требовал перевода радиста в другое место, так как немцы могли засечь место работы радиостанции. Но всех радовало только одно, что теперь уже существовала настоящая радиосвязь с "большой землей".

Теперь уже поступали директивы, запросы и мы регулярно со­общали ответы, рапорта о проделанной работе.

Так после нескольких месяцев попытка иметь свою радио­станцию осуществилась.

Сколько нужно самообладания, чтобы работать радистом в тылу, дабы успокоить отдельных лиц, недостаточно разбирающихся в радио­связи. т. Савенков иногда передавал радиограммы из тех, или иных уголков леса, из различных населенных пунктов с тем, чтобы замести следы местопребывания рации.

Но питание рации подходит к концу, аккумуляторов в достатке, но нет батарей 80-60 в. накала. Высылается срочно радиограмма.

Несколько дней спустя над лесом кружится самолет. По уста­новленным сигналам он сбрасывает в воздухе плавно спускающийся шелковый парашют с дорогим грузом. Рация продолжает работать.

С первых же дней пребывания в лагере т. Савенков, вместе с Винницким, заканчивают оборудование радиотрансляционного узла, производят новые проводники, включение новых точек.

Штаб из леса выехал в деревню Головашки. Две роты, нахо­дившиеся в Лядах и Головашках, обслуживают радиопередачей. Очередная работа... умеренно выстукивает ключ радиопередатчика.

Вскакивает часовой: «Внимание!., тревога... в районе Скачков каратели !!!

Тов. Савенков спокойно отбивает ключом: "Перерыв, перерыв, опасность, выйду во вторые часы работы".

Быстро складывается радиостанция, снимается с сука дерева винтовка.

Его помощник Жорж Щербаков, он же снайпер и пулеметчик, забрав необходимое количество питания вскидывает на плечи и уходит в заранее установленное место до окончания тревоги. Слышатся выстрел. Они приближаются. Рация и радист отводятся в тыл. Какой там тыл, когда мы сами находимся в тылу у врага. Несколько раз меняет свое место пребывания штаб, а вместе с ним и радиостанция. Но связь не прекращается с "большой землей". Только что приняли данные о продвижении сил противника по направ­лению к г. Орлу. Другие разведчики вернулись из г. Брянска и сооб­щили о прибытии эскадрильи самолетов. Третий принесли новые данные о месте расположения прибывших на отдых частей врага, номер штаб, опознавательные знаки. Все это становится достоянием штаба партизанского движения Орловской области.

Источник: Воспоминания Маргариты Протопоповой (копия подлинника)

Просмотров: 594 | Добавил: Натали | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Сайт Бежица
ЦГБ им. Проскурина МБУК ЦСОБ г. Брянска © 2024
uCoz