Командир особого отряда Орджоникидзеградского горотдела НКВД Сергей ДЕНИСОВ– легендарный руководитель партизанского движения, ветерана органов внутренних дел, бывший начальник Бежицкого отдела НКВД.
В годы оккупации за голову Денисова фашисты обещали 35 тысяч немецких марок. Его отряд представлял серьезную угрозу для врага. Все началось в августе 1941-го, когда оперуполномоченный уголовного розыска Орджоникидзеградского горотдела НКВД Сергей Денисов был назначен командиром особого партизанского отряда НКВД. Сергей Тимофеевич Денисов – уроженец Смоленщины. После окончания семилетки поступил в лесо-химический техникум. В 1937 году по комсомольскому набору он переходит в Орджоникидзеградский горотдел НКВД оперуполномоченным уголовного розыска. В августе 1941 года Орловским областным УНКВД Денисов был назначен командиром особого партизанского отряда НКВД.
На собрании районного партактива в Навле, когда формировался партизанский отряд, секретарь районного комитета партии А.В. Суслин сказал: «...Пусть каждый, идущий в партизаны, поймет, на что он идет, и спросит себя: а выдержу это я? Возможно, нам годами придется сражаться в этих лесах, звериным обычаем в дебрях жить! Раны по-волчьи зализывать! И если кто к этому не готов – пусть лучше сразу откажется и, как все, в армию идет, ибо как ни трудно и опасно на фронте, но там враги только впереди тебя, здесь же они везде, здесь мы среди них живем. Но если уж с нами пошли – держитесь до конца...».
И люди шли в партизаны, шли бороться с захватчиками. В армию шли по мобилизации, в партизаны – добровольно. В тяжелых бытовых, экстремальных условиях, превозмогая холод, голод и смертельную опасность, они шли в партизаны и погибали за Родину. Такое могли совершить только сильные духом. Страна должна поклониться народным мстителям за их подвиг и вклад в Победу.
Денисов выделялся среди товарищей: плотный, кряжистый, с густым властным голосом, он производил впечатление сильного, волевого человека, каким и был. Характер имел жесткий.
До прихода фашистов Денисов проделал большую оргработу по охране государственных объектов, подбору людей и укомплектованию вооружением. В октябре 1941 года отряд НКВД разместился в Карачижско-Крыловском лесу, в районе Орловских двориков. Туда же прибыли другие отряды: А. Виноградова, А. Горбачева и М. Кошелева.
Для отряда Денисова пребывание в лесу началось с неприятностей. Отряд прибыл на подготовленную базу, и оказалось, что землянки были полузатоплены грунтовыми водами. Пришлось ночевать не в землянках, а около них. Утром осмотрелись: кругом – болото, и выливать воду из землянок не было смысла. Делать нечего, пришлось менять базу ближе к Орловским дворикам. Пока строили землянки, склады и кухню, перетаскивали продукты, имущество и боезапас, прошло трое суток.
Переправа
В октябре 1941 г. отряды начали диверсионную деятельность, в основном – на Жиздринском большаке, по которому беспрерывным потоком шли фашистские войска. Осенью 1941 года на минах, поставленных подрывниками отряда НКВД, подорвалось 17 немецких автомашин с войсками и техникой, 30 немецких подвод, взорвано два деревянных и один железнодорожный мост через реку Сенну.
Утром 5 ноября каратели блокировали лагерь в Карачижско-Крыловском лесу и крупными силами атаковали партизан. Бой продолжался весь день, но противник так и не сумел войти в партизанский лагерь. Ночью отряды вырвались из заблокированной базы, форсировали реку Болву и ушли в новый лагерь, расположившийся в Соколовском лесу, около Круглого озера. Бойцы Горбачева остались в деревне Крапивня, а отряд Денисова, приняв всех тяжелораненых, расположился неподалеку от Орловских двориков.
В Соколовском лесу партизаны находились недалеко от Круглого озера. Ротные землянки разместили в 400-600 метрах друг от друга. 25-26 ноября сюда же прибыли отряды Горбачева и Денисова. Были учтены все промахи, допущенные при организации первого лагеря. Но партизан «подкарауливала» другая беда: пока строились и обживались, кончились запасы продовольствия. Кроме того, люди не имели теплой одежды и обуви, а зима наступала неотвратимо. Запасы продовольствия пришлось пополнять путем захвата обозов и продовольственных складов оккупантов. Большую помощь продовольствием и одеждой оказывали жители близлежащих деревень.
Наступила суровая зима 1941-42 гг., морозы доходили до 40 градусов. Оккупанты устанавливали «новый порядок» в деревнях и городах: создавали полицейские отряды из пособников. Начались казни и расстрелы. «Не оставлять безнаказанными ни одну карательную акцию оккупантов и обязательно наносить ответные удары!» – таков был девиз отряда НКВД. Этот партизанский отряд и сам Денисов были у оккупантов на особом учете. За ними охотились, за поимку командира обещали крупную сумму.
Ликвидация
В декабре 1941 года за отрядом Денисова были закреплены населенные пункты: Крючки, Толвинка и Новый Свет. Вскоре из беседы с жителями командиру стало известно, что группа немецких солдат из бежицкого гарнизона периодически наезжает в Толвинку и Крючки и грабит жителей. По расчетам селян, через день фашисты должны были пожаловать в деревню за колхозной картошкой. Партизаны устроили засаду. На следующий день появился целый обоз: восемь подвод. Первая подвода наехала на партизанскую мину. Из засады ударил огонь из трех пулеметов и всех винтовок. Еще не кончилась пулеметная лента в «станкаче», а на дороге не осталось уже ни одного живого фашиста – обоз был ликвидирован. Партизаны забрали оружие и снаряжение противника, разделали туши убитых лошадей (конина хотя и не была привычной едой, но с питанием у партизан дела обстояли неважно).
Через два дня деревню Крючки окружил немецкий лыжный батальон. Гитлеровцы забрали трупы своих солдат и подожгли деревню. Жители «лесных» деревень всегда страдали от соседства с партизанами, потому что фашисты мстили им, сжигая дома. Командование объединенного штаба бежицких партизан решило проводить боевые операции вне населенных пунктов, но деревни продолжали гореть. Шла жестокая война, но народ терпел.
В феврале 1942. отряд Денисова провел еще одну очень важную операцию. В ходе очередного рейда он захватил два полковых миномета, в результате чего родилась «кочующая» партизанская батарея. Группа бойцов почти каждый день выезжала с трофейными минометами на обстрел фашистских гарнизонов и других крупных объектов. На станции Сельцо они разбили четыре железнодорожных вагона противника с боеприпасами. Неплохо поработали и при нападении на Бордовичский аэродром. Одна мина попала прямо в штаб авиачасти, а еще несколько – в самолеты. Гитлеровцы вынуждены были оставить этот аэродром и больше не пытались его использовать.
Летом 1942 года немцам удалось нащупать и окружить отряды Горбачева и Денисова у деревни Першино. Целый день партизаны отбивались от наседавших немцев, силы таяли, и над отрядами нависла угроза полного уничтожения. Ночью партизаны трижды пытались вырваться из кольца, но каждый раз натыкались на шквальный огонь противника. А к утру подошел на выручку Брянский городской отряд им. Кравцова и ударил по карателям с тыла. Атака получилась мощной, как и встречный штурм партизан. Немцы, боясь попасть в окружение, обратились в бегство, бросив все тяжелое вооружение. Однако немецкое командование начало подтягивать в этот район свежие силы и теснить партизан.
Прорыв
Партизаны решили прорываться в сторону Жуковки, а там, соединившись с Жуковским отрядом, уходить в Клетнянские леса.
Переход за Десну, в Жирятинский и Клетнянский районы, летом 1942 года был нелегким: каратели преследовали партизан. У села Старое Лавшино отряды Денисова и Горбачева совместно с отрядом Дуки 13 июня вступили в бой с крупными силами карателей, увлекли их в засаду и огнем из 100 пулеметов и около 300 автоматов уничтожили более 800 карателей.
Брянский городской отряд под командованием Дуки в условиях блокады решил уходить в Навлинские леса. Отряды Денисова и Горбачева, по согласованию со штабом объединенных бежицких отрядов, направились в Клетнянский район. Им предстояло пересечь железную дорогу Брянск – Рославль, форсировать Десну и пересечь шоссе Брянск – Рославль. Первая группа отправилась в намеченный район для поиска и подготовки базы. Переход прошел удачно. В Жирятинском районе установили связи с действовавшим там отрядом И.А. Панасенкова, который рекомендовал занять деревню Стибково. Переход второй группы отрядов Денисова и Горбачева прошел по тому же маршруту. Около поселка Львовский были обнаружены полицаями. Дали бой, убили шесть полицаев и двинулись дальше, в конечный пункт перехода – деревню Стибково – прибыли 18 июля.
Объединение
В сентябре 1942 года отряды Горбачева, Денисова и Демочкина были объединены в партизанский отряд имени Чапаева. Командиром был назначен Андрей Сергеевич Горбачев, комиссаром – Федор Наумович Брук, начальником штаба – Федор Петрович Каменев. Сергея Тимофеевича Денисова назначили «замом» по диверсиям и командиром 1-й роты, Ивана Никитовича Демочкина – «замом» по разведке и командиром 2-й роты.
На этот момент партизанский отряд им. Чапаева состоял из 270 человек, и он быстро пополнялся. В ноябре 1942 года его численность уже составляла 480 человек. Отряд дислоцировался в районе деревень Мамаевка, Болотня и Бабинка. Еще в августе 1942 года на партизанский аэродром Клетнянского отряда прилетел первый самолет с «Большой земли». Установилась регулярная связь со штабом партизанского движения Западного фронта.
Для отряда им. Чапаева началась обычная партизанская жизнь на новом месте: разведка, минирование дорог, разгром вражеских гарнизонов в населенных пунктах. Так, совместно с отрядом И.А.Панасенкова, отряд участвовал в разгроме гарнизона в Акуличах. 10 сентября отряд им. Чапаева окружил и разгромил гарнизон в Алени.
В июне 1943 года отряд им. Чапаева преобразован в бригаду. Это надо было заслужить делами. Они заслужили. Командиром бригады назначен Горбачев. Командиры рот – Денисов и Демочкин – стали командирами батальонов, оставаясь заместителями командира бригады.
Возвращение
Во время очередной блокады Клетнянских лесов, летом 1943 года, отряд имени Чапаева понес серьезные потери: погибли 30 человек, в их числе комиссар Ф.Н. Брук, комбат И.Н. Демочкин. Денисов был тяжело ранен. Сохранившиеся документы о боевых действиях отряда им. Чапаева свидетельствуют о подлинном героизме партизан и их руководителей, об огромном уроне, нанесенном фашистам. В октябре 1941-го уходили в лес два небольших отряда Денисова и Горбачева численностью не более 60 человек, а в 1943 году они превратились в бригаду, численность которой доходила до 1500 человек. По существу, два рядовых человека – председатель колхоза Горбачев и «опер» горотдела НКВД Денисов – из двух небольших отрядов создали огромное войско и стали настоящими героями.
В конце сентября 1943 года бригада имени Чапаева в Жуковском районе соединилась с частями Красной Армии. Бригада возвратилась в Бежицу. На площади у дворца культуры БМЗ состоялся митинг и прозвучал отчет комбрига Горбачева о боевых действиях. Ему было о чем доложить. Скорбная тишина наступила на площади, когда комбриг говорил о потерях бригады.
Освобождение
После освобождения Брянщины от захватчиков Денисов вернулся на прежнюю работу в Бежицкий отдел НКВД и долгие годы был его начальником. В 1950-е годы уволился с милицейской службы. На комбинате «Стройдеталь» ему предложили несколько должностей, он выбрал «лесные дела»: снабжением комбината лесом (потребности были огромные).
Человек он был энергичный, жизненный и боевой опыт, а также организаторская «хватка» помогали ему решать любые хозяйственные задачи.
В Бежице он был лидером местных партизан. В его доме постоянно бывали Ф. Каменев, А. Тресиков, А. Горбачев, И. Борисенков, Е.Берндт и многие другие. Ежегодно 17 сентября он организовывал поездки семьями на Круглое озеро, а на обратном пути, в деревнях Дорожево и Домашово, их встречали как дорогих гостей. Местные жители помнили 1941 – 1942 годы. Работал он на износ, до последних дней. В августе 1983-го у него случился инсульт, и 9 августа, на 70-м году жизни, он скончался в больнице, не приходя в сознание.
Источник: https://32.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/1070681 |