С началом оккупации большинство людей встало перед трудным выбором. С одной стороны, ненависть к врагу и патриотизм, с другой - чувство страха за свои семьи, родных, близких, за свою жизнь. Не каждый мог сразу определить линию своего поведения. Режим террора и насилия, прикрытый «самоуправлением», установленный оккупантами, делал выбор особенно сложным. Крайними гранями выбора становились подвиг и предательство. Люди, с самого начала твердо решившие бороться с врагом, заслуживают глубокого уважения и памяти спасенных ими потомков. Потомкам следует знать и помнить также предательство и предателей: любое незнание приводит к искажению прошлого и опасно для будущего.
В современном неустойчивом мире, когда перед людьми стоит выбор пути развития и линии поведения, анализируемая проблема актуальная, сложная и болезненная.
В Орджоникидзеграде был создан истребительный батальон, в основном из рабочих Брянского машиностроительного завода, батальон, состоящий из нескольких рот общей численностью более 200 человек. Командиром батальона был назначен заместитель начальника цеха завода «Красный Профинтерн» А.И.Виноградов .
8 октября, когда немецкие части входили в Брянск, а разбитые части 50-й армии, не попавшие в плен, спешно отступали, А.И.Виноградов увел свои роты в леса. Одну из них в скором времени выдал врагу предатель Латышев из Радицы-Крыловки. Она была сожжена немцами из огнеметов в землянках. А.И.Виноградов увел остальных партизан на новое место дислокации в лесной массив севернее Брянска.
Дятьковский подпольный райком возглавил секретарь райкома С.Т.Туркин. В августе здесь было сформировано два партизанских отряда: Дятьковский, которым командовали Н.М.Сентюрин и Качалов, а также Баташовский, которым командовали В.А.Алексеев и А.Н.Селивановский.
В Клетнянском районе партизанский отряд возглавили председатель исполнительного комитета районного совета А.Р.Глебов и комиссар - секретарь райкома А.Ф.Семенов.
Комиссаром 1-ой Клетнянской партизанской бригады был назначен И.К.Гайдуков. Раненный в бою И.К.Гайдуков оказался за линией фронта. В сентябре 1941 года пришел в село Прусаковка Дубровского района. Был одним из организаторов и комиссаром Малиновского партизанского отряда, объединившегося с партизанским отрядом Ф.Данченкова. В объединенном отряде, преобразованном в 1-ю Клетнянскую партизанскую бригаду, до соединения с частями Красной Армии оставался на посту комиссара.
В книге М.А.Касаткина «В тылу немецко-фашистских армий “Центр” дана боевая характеристика комиссара: «…продолжение славных традиций комиссаров партизанских отрядов времен гражданской войны подтверждает деятельность И.К.Гайдукова, комиссара 1-й Клетнянской партизанской бригады.
…И здесь и везде партизан был голоден чаще, чем сыт. Он был полураздет и полуразут, не имел крыши над головой. В дождь и метель шел он в бой с превосходящими силами врага и должен был побеждать. Многие из бойцов не знали военного дела, были или слишком молодыми, или слишком старыми людьми, и каждого из них надо было хорошо знать, научить, поддержать в трудную минуту, разъяснить, как необходима Родине партизанская борьба, помогающая Красной Армии громить врага.
Комиссар укреплял веру в победу в каждом партизанском сердце, помогал слабым побороть трусость, отбросить сомнения, воспитывал волю, разжигал желание при любых обстоятельствах быть сильнее врага. Таким комиссаром был И.К.Гайдуков»
Ф. С. Данченков(он с комиссаром И. Гайдуковым создавал 1-ю Клетнянскую бригаду с ноября 1941 по май 1942 года, то есть чуть больше пяти месяцев) общее для большинства командиров понимание добровольности изложил так: "Приходят добровольно уйти нельзя!" И объяснил это следующим образом:доброволец становится бойцом, принимает присягу и поэтому обязан соблюдать воинскую дисциплину.
Нарушение партизанской клятвы осуждалось, люди покинувшие отряд самовольно, признавались дезертирами и нередко подлежали суровому наказанию - вплоть до расстрела.
Не смотря на возможные санкции, было не мало тех, кто уклонялся от вступления в ряды Сопротивления.
В конце октября 1941 года УИНКВД по Орловской области арестовало в качестве подозреваемых в причастности к сотрудничеству с гестапо братьев Олега и Серафима Семеновых, которые являлись резидентами в партизанском отряде ми. Кравцова(командир М. Дука)
Серафим Семенов, член ВКП(б), был оставлен в одном из районов Украины командиром партизанского отряда, но после оккупации района бежал и прибыл в Брянск, в дом своего брата Олега.
Олег Семенов, начальник связи 325 -го артиллерийского полка, в сентябре 1941 года попал в окружение, был задержан немцами и, по его словам, бежал из спецлагеря на вторые сутки и оказался в доме, где находился его брат Серафим.
Братья Семеновы через своего племянника партизана Василия Семенова вышли на Брянский городской партизанский отряд. Оставаясь в городе, они выполняли различные задания командования отряда.
После провала взрыва Брянской городской управы братьев арестовало гестапо, но обоим якобы удалось совершить побег из брянской тюрьмы, и они в поисках выхода на отряд М. Дуки почему-то оказались в районе действия Орджоникидзеградского партизанского отряда, где их задержали партизаны этого отряда.
Братьев Олега и Серафима Семеновых допрашивал лично Александр Виноградов. Протокол допроса не велся. Виноградов по результатам устного допроса пришел к выводу о необходимости расстрела Олега и Серафима Семеновых. Но под влиянием под влиянием начальника Брянского городского отдела НКВД подполковника В. И. Суровягина( он возглавлял оперативную чекистскую группу в зоне Брянских лесов) и сотрудника Орловского областного отдела НКВД С.А. Недосекина, согласился использовать их в качестве агентурных разведчиков.
Дука назначает Серафима своим заместителем по разведке и передает на связь обоим братьям почти всю агентуру по Брянску". После этого по району Брянска последовали массовые провалы партизанской агентуры.
Братья Семеновы были выходцами из "социально чуждой среды" : отец был торговцем, имел магазин и булочную. Старший Семенов при взятии немцами Брянска имел возможность эвакуироваться, но остался на на территории, занятой немцами, якобы в партизанской группе, весь состав которой был перебит, а он один остался в живых. Младший Семенов, по существу,дезертировал из армии. Семеновы, проживая в Брянске на легальном положении вели якобы разведывательную работу, были арестованы немцами и посажены в тюрьму, подвергались допросам в гестапо, а затем бежали из тюрьмы к партизанам.
Племянник Семеновых Василий находился в городе с 11 декабря, явился в отряд 16 января с фальшивой легендой. За это время он успел посадить в тюрьму Маргариту, Фомину, Голованову, Кожевникова. Осталась связь только та, которую не знали Семеновы.
Начиная с августа 1942 г. гестапо арестовало около половины агентов, часть из них перевербовали и отправили в отряды. Семеновы, тем временем, продолжали работать на тайную полицию, но в октябре 1942 г. их второй раз разоблачили офицеры НКВД.
В целях борьбы с возможными проникновением шпионов, провокаторов, террористов, выявления паникеров в партизанских отрядах органами государственной безопасности СССР при партизанских формированиях, начиная с января 1942 года, стали создаваться оперативно- чекистские группы. По сути это были Особые отделы - как в действующей армии.
Наступила суровая зима 1941-42 гг., морозы доходили до 40 градусов. Оккупанты устанавливали «новый порядок» в деревнях и городах: создавали полицейские отряды из пособников. Начались казни и расстрелы. «Не оставлять безнаказанными ни одну карательную акцию оккупантов и обязательно наносить ответные удары!» – таков был девиз отряда НКВД
К концу весны 1942 г. партизаны Брянщины добились заметных успехов, создав два обширных подконтрольных края и одну зону, проведя несколько крупных операций против оккупантов и их пособников. Успехи партизан были объяснимы и для их противников. Так, в одном из немецких февральских приказов 1942 г. отмечалось, что «в русских селах население сочувствует и помогает партизанам», а коллаборационистская газета «Голос народа» высказала аналогичную мысль более развернуто:
«Население поддерживает партизан... Партизаны держатся по двум причинам: во-первых, — возможность прятаться в лесах и, во-вторых, — поддержка большинством населения, которое не желает выдавать их властям. В результате партизаны создали себе широкую экономическую базу и контролируют многие районы» .
Две роты из Виноградовского отряда — Горбачева и Денисова — перешли железную дорогу Брянск — Рославль, форсировали Десну, пересекли шоссейную дорогу Брянск — Смоленск и вышли в Клетнянские леса.Отряды быстро росли — в них вливалось местное население.
Во время очередной блокады Клетнянских лесов, летом 1943 года, отряд имени Чапаева понес серьезные потери: погибли 30 человек, в их числе комиссар Ф.Н. Брук, комбат И.Н. Демочкин. Денисов был тяжело ранен. Сохранившиеся документы о боевых действиях отряда им. Чапаева свидетельствуют о подлинном героизме партизан и их руководителей, об огромном уроне, нанесенном фашистам. В октябре 1941-го уходили в лес два небольших отряда Денисова и Горбачева численностью не более 60 человек, а в 1943 году они превратились в бригаду, численность которой доходила до 1500 человек.
Источники:
Гавриличев, Г. Человек крепких нервов/ Г. Гавриличев // Взрывы на большаке.- Брянск, 1963. - С. 25-27.
Горшков, А.П. Партизанское движение на Брянщине в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Устные воспоминания / А.П. Горшков. – Брянск, 1987. - 41 с.
Кучер, В.Н. Партизаны Брянщины: мифы и реальность: на примере города Орджоникидзеграда (Бежицы), (1941 1943 годы) / Валерий Кучер. М. , 2012. 350, [1] с.
Попов, А.Ю. Диверсанты Сталина. Деятельность органов Госбезопасности СССР на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны / А.Ю. Попов. - М.: Яуза; Эксмо, 2004. - 512 с., ил.
Шанцева, Е.Н. Брянщина в период оккупации 1941 - 1943 гг.: генезис партизанского движения и коллаборационизма: [монография] / Е.Н. Шанцева, В.В. Дзюбан, Ю.Т. Трифанков. - Брянск , 2010. - 289 с.: ил., портр..- Посвящ. 65-летию Победы и присвоению г. Брянску почет. звания "Город воинской славы". - На 288 с. авт.: Е.Н. Шанцева, В.В. Дзюбан, канд. пед. наук, Ю. Т. Трифанков, докт. ист. наук |