С октября 1941 по сентябрь 1942 года (то есть без малого год) Сергей Тимофеевич Денисов командовал отдельным партизанским отрядом, но рядом находились другие формирования. Общие цели сближали людей. Например, у Денисова и Горбачева сложились тесные дружеские отношения.
Существует несколько официальных документов, в которых отражена боевая деятельность отряда.
Документ N° 14
Из записки начальника 4-го отдела УНКВД Орловской области ст. лейтенанта госбезопасности Черкасова и ст. инструктора Политуправления Брянского фронта батальонного комиссара Погодина «Партизанский отряд № 2, насчитывающий 22 бойца, под командованием Денисова является одним из лучших отрядов Орджоникидзеградского партизанского батальона, Провел множество смелых боевых операций,
В октябре и ноябре 1941 года отряд неоднократно минировал большак на участке Орловские Дворики и устраивал там засады. В результате было уничтожено: 9 автомашин с живой силой, 75 немцев солдат и офицеров, 4 подводы с боеприпасами, один обоз. При этом захвачены трофеи: 6 повозок с продовольствием и 6 лошадей.
В декабре 1941 года вблизи поселка Орловские Дворики уничтожена одна танкетка и ее прислуга.
В январе 1942 года взорвано 2 железнодорожных моста ^ на участке Брянск—Рославль. Около станции Натьинка в 3 местах взорвано железнодорожное полотно. Около поселка Орловские Дворики уничтожен трактор-тягач, пушка и перебита вся прислуга.
В феврале 1942 г. отрядом уничтожена одна танкетка, одна грузовая машина с боеприпасами и находившиеся в ней солдаты. Путем засады истреблено 13 фашистов. В деревне Шановка разгромлен штаб и перебиты 12 немецких солдат и офицеров»11.
Еще одно свидетельство содержится в «Сводке фактов о боевых действиях партизанских отрядов на оккупированной противником территории УССР, КФССР, Калининской, Смоленской, Орловской и Курской областей. По материалам НКВД УССР и КФССР, УНКВД Калининской, Смоленской, Орловской, Курской, Московской и Горьковской областей». Данные этой сводки легли на стол заместителя наркома НКВД СССР Меркулова.
Об отряде С. Т. Денисова (сводка подготовлена в феврале 1942 года) сказано так: "Действует в тех же лесных массивах12, в районе шоссейной дороги Орджоникидзеград-Брянск, а также в населенных пунктах Глаженка, Полпинка, Крючки, Новый Свет, Гравень и Бурково. Отряд состоит из 26 человек, хорошо вооружен. За период с октября 1941 г. по январь 1942 г. партизанами неоднократно была минирована шоссейная дорога, в результате чего уничтожено 9 грузовых автомашин с солдатами и офицерами противника, 8 подвод с боеприпасами.
В январе месяце 1942 года между Орджоникидзеградом и Рославлем был уничтожен железнодорожный мост. Во второй половине января 1942 года около ст. Нетьинка в трех местах партизанами взорван ж.д. путь"13.
11 РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 4. Д. 1262.
12 Речь идет о большаке у поселка Орловские Дворики.
13 ГАРФ. Ф. 9478. Оп. 1. Д. 22. Л. 119.
Добавлю от себя, что во всех перечисленных операциях Сергей Денисов сражался лично. 8 августа 1942 года был даже легко ранен - в правое плечо и ухо.
С точки зрения военных успехов боевые действия отряда Денисова, как мы видим, больше походили на «булавочные уколы». Мог ли серьезно осложнить действия германской армии, к примеру, захват продовольственного обоза из шести подвод?
Но подобный снисходительный подход к оценке эффективности партизанской борьбы, на мой взгляд, некорректен. И вот почему. Следует учитывать время и логику действий партизан. Это была поздняя осень - начало зимы 1941- 1942 годов. Партизанское движение в тот момент еще только начиналось. В подтверждение приведу свидетельство человека, который был досконально посвящен во все тонкости его организации в районах Брянского и Орловского лесов. Речь идет о начальнике оперативного управления Брянского штаба партизанского движения полковнике В. С. Польском. В его записках есть следующее важное признание: «Отряды не имели конкретной задачи, оперативного руководства, а в первые месяцы оккупации районов отряды, пользуясь наличием баз, сидели в лесу, боясь обнаружить свое местопребывание. Только с уходом немецкой армии на Восток и появлением в районах старост и полиции началась активная деятельность отрядов»14. Польский подчеркивает, что в тот период немцы сплошной прочески лесов не проводили, так как движение у них происходило на основных оперативных направлениях.
Отряд Денисова имел собственную землянку, запас продовольствия, но не прятался и не скрывался, как другие, а наоборот, проявлял себя, старался нанести врагу ущерб - пусть незначительный, но чтобы противник знал, что лес для него опасен, а партизаны хитры и коварны.
Врач И. Батюнин, находившийся в тот момент в отряде Денисова, подтвердил справедливость вывода В. Польского: «Землянка Денисова была так близко расположена к дороге, что был слышен шум проходящих машин и голоса немцев.
14 Взято: Брянский областной краеведческий музей. В. С. Польских. Обзорно- аналитическая информация о партизанском движении в Орловской области.
Попасть в землянку Денисова было сложно, для этого нужно было проползти или пройти, согнувшись по ходу, метров 7,5. Ход был так замаскирован, что с поверхности был незаметен. Вокруг землянки были открыты огневые точки и сооружена линия обороны. К огневым точкам можно было попасть из длинного входа в землянку. Кухня была замаскирована, и для костра выбирали такие дрова, которые не давали дыма. Боевой деятельностью не занимались. Сидели в землянке тихо, как мыши. Седьмого ноября двадцать четвертую годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции отметили следующим образом: комиссар отряда Каменев сделал доклад, после обеда занимались чем могли. Группа ушла в разведку в разные районы леса и большака. К вечеру все вернулись, но особых сведений не принесли».
Напомню, что именно в землянку Денисова были переведены раненые партизаны после боя 5 ноября 1941 года. Однако, по словам И. Батюнина, маскировка была не для войны. Но она оказалась пригодной, чтобы сохранить жизнь бойцам.
И Денисов это сделал.
Вместе с тем ошибочно полагать, что период затишья был для отряда длительным. О боевых делах бойцов Денисова есть много свидетельств. В отличие от некоторых других партизанских отрядов Брянского леса его боевое формирование с первых дней продемонстрировало способность к диверсионной работе. Личная подготовка бойцов позволяла отряду нападать на одиночные машины, небольшие вражеские гарнизоны. Диверсии, как правило, осуществляли ночью, внезапно. Психологическое влияние на врага, которое оказывал отряд Денисова, иногда перевешивало военное значение его боевых действий. Но в момент зарождения партизанского движения это было важно, потому что заставляло противника сомневаться в прочности его тыла.
Важно это было и для укрепления партизанского духа. Недооценивать это тоже нельзя. А открывшаяся возможность внезапно нападать и уничтожать пособников фашистов в прилесных деревнях хотя и способствовала разжиганию вражды между гражданами одной страны, однако имела психологическое воздействие на неустойчивых и склонных к предательству крестьян. Такова была реальность партизанской войны.
В рукописи Г. И. Орлова «Краткий очерк об истории Дятьковской партизанской бригады» имя Денисова упоминается часто. Например, Орлов сообщает, что отряд Денисова при содействии отрядов Шпадырева и Дурнева в марте 1942 года взорвал железнодорожный мост через речку Сенна. Как видим, главной направляющей силой в этой операции выступили бойцы трех отрядов под руководством С. Т. Денисова.
После войны в профессиональной и личной жизни С. Т. Денисова не все сложилось удачно. Из-за оплошности ему пришлось расстаться с любимой работой в органах внутренних дел. Денисов начал пить. От него ушла жена.
Увлечение спиртным едва не поссорило его с другими Орджоникидзеградскими партизанами, когда он под воздействием алкоголя бросил обидные слова вдове капитана Маркова, когда та приехала в Брянск на торжества по случаю 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Позже Денисов принес ей извинения и был прощен супругой погибшего начальника штаба: его поступок показался ей обидным, но случайным и незлобным.
Несмотря на эти и другие неприятности, Сергей Тимофеевич Денисов не сдался под напором житейских невзгод. Николай Стручков, хорошо знавший Денисова, написал мне, что бывший командир городского милицейского партизанского отряда на мирную гражданскую работу «пришел закаленным, полным сил». И на комбинате «Стройдеталь», куда он оформился после ухода с органов НКВД, сразу поняли, что Денисов - нужный предприятию человек. Ему поручили возглавить важный участок - снабжение комбината лесоматериалами. Разрушенные войной Брянск и Бежица возрождались, и потребности в строительных деталях были огромные.
Партизаны уважительно относились к С. Т. Денисову, а он вместе с товарищами упорно восстанавливал землянки, другие места боевого пути однополчан. Как защитник и патриот России С. Т. Денисов заслужил светлую память о себе.
Выводы
С. Т. Денисов олицетворял собой тот тип партизана Великой Отечественной войны, для которого исполнение служебных обязанностей было обязательным. Он не был образован и теоретически подкован, но хорошо чувствовал опасность, владел приемами и способами зафронтовой войны в тылу врага, имел склонность к умножению сил. С этого он начинал партизанскую деятельность, этим руководствовался в период самостоятельных действий, этим же и закончил свое участие в Великой Отечественной войне.
Он умел не только сам подчиняться общим интересам, но и настроил на это свой отряд, что на этапе объединения партизанских сил имело решающее значение для развития партизанского движения. В то же время он мог возглавить боевую операцию и повести за собой людей.
Одним словом, это был сотрудник органов внутренних дел, для которого в равной мере были важны интересы страны, интересы коллектива и интересы отдельного человека. Все знали о такой особенности его натуры, поэтому Сергею Денисову в бригаде доверяли все - от командира до рядового партизана.
Источник:
Кучер, В.Н. Городской милицейский отряд: партизаны Брянщины в годы Великой Отечественной войны:милицейский партизанский отряд С.Т. Денисова / В. Кучер // Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 гг. - М.: Изд-во "Возвращение".- 2014. - С.423-439. - ил. |