Деятельность городских истребительных батальонов освещается по большей части в документах, которые хранятся в архиве Управления ФСБ по Брянской области, и доступа к ним на сегодняшний день у исследователей нет. Поэтому даже в вопросе установления личностей командиров батальонов на сегодняшний день существуют противоречия. В книге «На боевом посту» одним из соавторов которой являлся руководитель областного управления КГБ М.О.Тарджиманов указывается, что «командирами брянских батальонов были назначены: городского – заместитель начальника горотдела НКВД младший лейтенант госбезопасности Филипп Алексеевич Садовников…, командиром Бежицкого батальона стал заместитель начальника горотдела НКВД В.И.Бородавкин».
С учетом того, что, как правило, руководителями истребительных батальонов назначались заместители начальников отделов НКВД по связям с милицией, данные назначения скорее всего и состоялись вскоре после 25 июня 1941 года. Однако, современный исследователь В.Н.Кучер указывает в своей работе специально посвященной бежицким партизанам, что первым командиром Орджоникидзеградского истребительного батальона был В.А.Костин, «сотрудник городского отдела НКВД, вскоре получивший новое назначение, а комиссаром был Лемешев, который через месяц был смещен с должности за несанкционированное применение оружия. Вот тогда-то и появились в истребительном батальоне А.И.Виноградов, а еще раньше комиссаром был назначен П.А.Рыжков».
3 июля 1941 года решением Бюро Орловского обкома ВКП(б) Бородавкин Владимир Иванович был назначен начальником Орджоникидзеградского Горотдела НКВД. Таким образом, если он к тому времени занимал должность командира истребительного батальона (который, конечно, еще не был сформирован к тому времени), то в связи с новым назначением он должен был быть освобожден от обязанностей командира батальона и на его место должен был быть назначен новый сотрудник. Возможно, им и стал В.А.Костин, упоминаемый Кучером, а после этого могло состояться назначение Костина начальником Горотдела (о котором мы писали выше) и затем уже командиром батальона стал А.И.Виноградов. Дополним, что в 1975 году бывший начальник Управления НКВД по Орловской области Фирсанов обратился в ИЦ при УВД Орловского облисполкома с просьбой уточнить персоналии лиц, назначенных начальниками истребительных батальонов. Ответ старшего архивариуса Л.Д.Трофимовой позволяет нам узнать точную дату приказа о создании истребительных батальонов в Орловской области – 27 июня 1941 года. То есть, просьба секретаря Орловского обкома Бойцова и командующего ОрВО Тюрина от 25 июня 1941 года о распространении постановления от 24 июня на Орловскую область была удовлетворена в кратчайшие сроки.
П.А. Рыжков вместе с В. Костиным организовывал истребительный батальон, подбирал кадры, создавал продовольственную базу для будущего партизанского отряда, вооружил его и обдумал тактику предстоящих действий. В.Костин и П. Рыжков создали истребительный батальон, а по сути - Орджоникидзеградский партизанский отряд.
Но о роли Костина в создании истребительного батальона и партизанского отряда все предыдущие годы говорили неохотно и не внятно. Между тем Владимир Александрович Костин досконально знал историю отряда, знал истинную цену всем его бойцам. С ним необходимо связывать всё положительное, что было свойственно этому отряду, и все отрицательное. В трудные для партизан дни он находился рядом с ними. Владимир Костин, которому едва перевалило за тридцать лет, был переброшен Орловским штабом партизанского движения, где он работал, в тыл врага – в зону деятельности партизанских отрядов северо-западных районов области.
В тылу Костин пробыл три месяца – вплоть до соединения отряда с частями Красной Армии. При нем произошла последняя смена командиров Орджоникидзеградского партизанского отряда. Он участвовал во всех боях этого формирования и активно проводил агентурно-оперативную и разведовательно-диверсионную работу. Именно Костину принадлежит идея создания двух специализированных диверсионных групп, которые под его руководством организовали крушение двух воинских эшелонов на железной дороге Брянск-Рославль. В результате крушения были разбиты 2 паровоза и 17 вагонов с техникой. Костин во главе группы партизан пустил под откос очередной вражеский эшелон и уничтожил более ста немцев. А участвуя в бою, он лично уничтожил офицера и пулеметный расчет врага.
Не забывал Костин и о чекистских обязанностях. Он наладил оперативную работу по разложению вражеских формирований, состоявших из советских военнослужащих. Это позволило добиться перехода на сторону партизан 62 солдат «РОА», которые находились на территории Первомайского поселка Жуковского района области.
К сожалению, о нем и его вкладе в организацию развитие партизанского сопротивления стали постепенно забывать. Он не проживал на территории Брянской области. И только, пожалуй, П. Рыжков и его единомышленники помнили об этом брянском чекисте, который стоял у истоков создания Орждоникидзеградского партизанского отряда.
Начальником штаба истребительного батальона был некто Смирнов, но когда батальон начал отходить в лес, его в ответственный момент на месте не оказалось. Тогда штаб поручили возглавить Михаилу Коршунову (из воспоминаний Протопоповой, М). Он был вторым начальником штаба, а всего после Коршунова штабные начальники менялись пять раз.
Кадровая неустойчивость, поразившая отряд еще до начала боевых действий преследовала его вплоть до освобождения области от фашистских захватчиков. Смена руководителей, порой вынужденная, а иногда неоправданная, нанесла сплоченности и боеготовности этого отряда существенный урон.
Но нет веских оснований для выводов о незрелости членов истребительных батальонов. В них преобладала молодежь. Однако это были не наивные подростки, а юноши и девушки комсомольского, как тогда говорили, возраста, уже работавшие на предприятиях города. Они рвались совершать смелые поступки и подвиги. Этих молодых людей обучали военному делу, многие из них уже прошли подготовку в системе ОСОАВИАХИМА, а некоторые, как Сима Кричевская, отлично стреляли. Правда, многому они не успели научиться, так как фронт стремительно приближался к границам города. Уже потом, в партизанских отрядах, в боевой обстановке они наверстывали упущенное время, учились на практике искусству внезапной атаки, подрывному делу, засаде, приемам разведки.
А после освобождения региона в обязанности истребительных батальонов входила поимка парашютистов, диверсантов и шпионов, сбитых летчиков противника, бандитов и их пособников. Была поставлена задача поиска ставленников врага, дезертиров Красной Армии и уклонистов от призыва, нарушителей режима военного времени, уголовников, лиц, бежавших из мест заключения, всех, оказавшихся без документов или вызвавших подозрение, спекулянтов и мошенников.
Истребительные батальоны систематически прочесывали лесные массивы и вели обыски в населенных пунктах. В сводках сообщалось об изъятии у оружия, вплоть до минометов, пулеметов, автоматов, винтовок, мин и гранат.
В некоторых истребительных батальонах послеоккупационного образца участвовали и жители Орджоникидзеграда – из числа недавних партизан.
Партизанский отряд в Орджоникидзеграде (Бежице) был создан из истребительных батальонов. Два таких батальона были сформированы из работников завода. Появились такие батальоны в поселках Бежичи, Радица-Крыловка, Городище и совхозе "Красный кооператор".
На 15 июля 1942 года партизанских отрядов, которые действовали самостоятельно, насчитывалось 18. Орджоникидзеградский партизанский батальон Виноградова был пятым по численности – 352 человека.
В силу малоизученности боевой истории партизан из Орджоникидзеграда(Бежицы) по прежнему возникает на первом плане фигура Александра Ивановича Виноградова и партизанский лагерь у Круглого озера.
Но Виноградов, тем не менее, был заметной фигурой на начальном этапе развития партизанского движения. Правда, начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного командования генерал-лейтенанта П.К. Пономаренко имя Виноградова даже не упоминает в своей книге «Всенародная борьба в тылу врага немецко-фашистских захватчиков. 1941-1944 г». А вот о его земляках и сослуживцах: младших командирах М.Г. Гудакове, П. М. Смертине, рядовом подрывнике Александре Измайлове, командире партизанского отряда – бригады А.С. Горбачеве рассказывает.
В 1974 году Совет Министров РСФСР внес стоянку им Виноградова в перечень объектов культурного значения. Партизаны, вынесшие на своих плечах все тяготы борьбы во вражеском тылу, мечтали и даже настаивали назвать памятник « Мемориал орджоникидзеградских партизанских отрядов». Они были против увековечивания памяти только одного из них, хотя вполне достойного. Но партийные чиновники решили по-своему. Между тем у орджоникидзеградских (бежицких) партизанских отрядов была не одна, а несколько лагерных стоянок. Первая из них (самая неудачная) располагалась в Карачижско-Крыловском лесу. Одновременно действовал лагерь на Улемской даче (здесь находилось пять отрядов) еще одна стоянка была создана в районе Круглого озера. Третья (самая крупная и наиболее тяжелая по выпавшим испытаниям) партизанская база была создана на берегу не существующей теперь реки Теребень. Следует так же учесть, что все подразделения Орджоникиджеградского (Бежицкого) партизанского отряда в течение 113 дней существования советской власти в Дятьковском районе были расположены в нескольких прилесных деревнях, освобожденных от немецко-полицейских гарнизонов. Так штаб отряда разместился в населенном пункте Головашки, остальные роты расквартировались в Корчминке, Липове, Васильевке, Семеновке, Лядах, Можеле, Дорожове, Домашове, Соколове, Першине, Крючках. Находились отряды и в лесных землянах у Святого озера.
Таким образом, кроме лагеря в районе Круглого озера орджоникидзергадские (бежицкие) партизаны располагали еще пятью лесными базами. В зависимости от места расположения лесных укрытий и по-разному складывались судьба отрядов и их командиров. И поэтому интерес к истории партизанского отряда имени Виноградова с годами не угасает. Не снижается интерес и к доле его командиров и рядовых бойцов.
Тарджиманов, М. О. Всегда на боевом посту: [О чекистах Брянщины / М.О. Тарджиманов, В.Н. Шахов, Ф.П. Дунаев. - Тула , 1985. - 224 с.:ил..-40 лет Победы
Кучер, В. Н. Партизаны Брянского леса: какими они были, 1941-1943 годы / Валерий Кучер. - М. , 2014. - 751 с., [16] л. ил |