Участие авиации дальнего действия (АДД) в партизанской войне представляет собой героическую эпопею, о которой ее участники вспоминали с нескрываемым волнением и чувством законной гордости.
Командовавший АДД во время Великой Отечественой воны Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов писал:
«Как-то И.В. Сталин сказал мне, что Авиации дальнего действия нужно взять на себя планомерное обеспечение боевых действий партизан и что этот вопрос нужно включить в повседневную боевую деятельность АДД.
— Потребности партизан в помощи авиации будут большие, — продолжил он, — но полностью обеспечить все эти потребности, конечно, невозможно, ибо в ущерб основной деятельности АДД это делать нельзя. Держите нас все время в курсе партизанских вопросов и, если будут возникать трудности, советуйтесь. Связь по всем делам держите с Ворошиловым и Пономаренко»*.
С началом такого взаимодействия партизанам начали регулярно доставлять боеприпасы, взрывчатку, медикаменты, агитационно-пропагандистские материалы, а из партизанских краев вывозили раненых, членов семей партизан.
__________________________
* Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945. М.: Центрполиграф, 2008. С. 263—264.
С.А. Ковпак и Г.П. Вершигора в своих книгах рассказали о величии духа советских людей, сумевших в тяжелых условиях вражеского окружения дать сокрушительный отпор фашистским захватчикам, сделать их временное пребывание на советской земле нестерпимым. Огромные успехи партизанского движения и то, что гитлеровцы, несмотря на всю свою жестокость и изуверство, не смогли его подавить или хотя бы временно освободиться от постоянно преследовавшей их боязни партизанского удара в спину, объясняются прежде всего тем, что партизаны имели возможность поддерживать непрерывную связь с Большой землей. Эту возможность создали для них советские летчики, действовавшие на транспортных самолетах, и в том числе на По-2. Эти самолеты бесстрашно пересекали линию фронта в обоих направлениях, доставляли партизанам газеты, книги, журналы, агитационную литературу, медикаменты, продовольствие, вывозили больных и раненых и т.д. Эта «живая» связь поддерживалась до момента полного освобождения советской территории, и гитлеровское командование оказалось бессильным помешать ей*.
Основная тяжесть в организации воздушного моста Москва — партизаны легла на 62-й гвардейский авиаполк гражданского воздушного флота под командованием Виктора Михайловича Трутаева и 101-й авиаполк АДД под командованием подполковника Валентины Гризодубовой.
Брянский железнодорожный узел являлся крупной базой для снабжения армейского и фронтового значения, а также узлом соединения нескольких железнодорожных магистралей. Этот район приковывал к себе внимание АДД, и удары по нему были систематическими и массированными. Одновременно поражались и военные объекты в окрестностях узла и в городе. О значении этого узла свидетельствует и количество боевых вылетов. Так, в марте 1943 г. на магистрали Брест — Брянск — Орел было сделано 10 148 самолетовылетов, в то время как на магистраль Минск — Вязьма АД Д произвела 1542 самолето-вылета**. Противнику был нанесен значительный урон. Движение на участке железной дороги Рославль — Брянск
___________________
* Магид А. О маленьком самолете. М.: ДОСАРМ, 1951. С. 19.
** Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945. М.: Центрполиграф, 2008. С. 312.
в марте было остановлено. Это говорит о большой стратегической значимости Брянского региона.
Эффекивная работа АДД по целям в тылу противника была невозможна без разедывательной деятельности, поступавшей от партизан. АДД работала по целям ночью, не имея визуального контакта с целью.
Первый партизанский аэродром был подготовлен в конце марта 1942 г. вблизи села Слободище в Дятьковском районе.
7 июня 1942 г. каратели с пушками, танками, самолетами, минометами форсировали реку Болву и двинулись на деревни Слободище, Липово и Ляды. Брянский городской партизанский отряд имени Кравцова отражал немецкое наступление у поселка Любохна и деревень Слободище, Колядчино, Денисовка; несмотря на все усилия, партизаны были вынуждены отступить. Жители села тоже ушли в лес, пытаясь скрыться от карателей.
В мае аэродромы появились у партизан Навлинского района — вблизи сел Вздружное и Салтановка.
В июне крупный аэродром был оборудован близ деревни Смелиж Суземского района.
Вспоминая про встречу с партизанами, Голованов писал:
«Первым партизаном, с которым мне довелось познакомиться у Сталина, был Д.В. Емлютин — командир одного из крупных отрядов, действовавших в Брянских лесах.
Вскоре после встречи с Емлютиным я побывал у К.Е. Ворошилова, у которого находился и П.К. Пономаренко. Были обсуждены в общих чертах вопросы, связанные с использованием авиации в партизанском движении, а также определен порядок совместной работы. Климент Ефремович просил перебросить два самолета с грузом соли в отряд Емлютина, где началась цинга. В ту же ночь задание было выполнено, и, честно говоря, этому, с моей точки зрения, незначительному факту я не придал особого значения»*.
За этот случай Сталин сделал серьезное замечание А.Е. Голованову, он был обеспокоен тем, что летчики АД Д не совсем понимают задачи, стоящие перед партизанами:
_______________________________________________________________
* Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945. М.: Центрполиграф, 2008. С. 265—266.
Пяти тысяч человек. Негино, Суземка, сто шесть километров южнее Брянска, — до пяти тысяч человек. Навля, сорок семь километров Юго-восточнее Брянска — скопление пехоты, Синезерки, тридцать Километров юго-восточнее Брянска, Выгоничи, двадцать километров юго-западнее Брянска.
Имея в виду огромное значение бомбежки для поднятия боевого духа партизан, прошу удовлетворить просьбу партизан».
А вот документ от 15 августа 1942 года:
«Противник для борьбы против партизан, действующих в лесах Клетнянского, Жирятинского, Мглинского и Почепского районов, сосредоточил крупные силы. В Клетне — свыше трех тысяч человек Немцев и полиции. Мглин — шестьсот пятьдесят человек. Унеча — крупные силы, и ожидается прибытие двух полков с артиллерией. Партизанские отряды находятся в лесах, окруженных карательными отрядами. Прошу оказать помощь бомбежкой населенных пунктов: Клетня, Унеча, Почеп. Пономаренко»*.
В отчете Отделения разведки и контрразведки немецкой 201-й охранной дивизии о положении противника, датируемом 3 августа 1942 г., так оценивается взаимодействие ВВС РККА и партизан:
«В прошлом месяце увеличилось количество воздушных налетов русских ВВС. Бомбардировке подверглись Полоцк, а также венгерский воинский эшелон на участке Полоцк — Дюнабург.
По установленным световым сигналам (трассирующими пулями) во время налетов русской авиации можно сделать вывод, что действия организованных групп партизан поддерживаются русскими ВВС»**.
Отдел разведки и контрразведки абверкоманды 4-й танковой армии в Справке № 8 по результатам контрразведывательной деятельности так повествует о снабжении партизан:
«Снабжение партизан, как правило, происходит по воздуху. Почти каждую ночь над полевым аэродромом появляются 2—3 самолета, взаимодействие и связь с которыми осуществляется при помощи следующих пиротехнических световых сигналов: "белого
_____________________________________________________________________________
* Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945. М.: Центрполиграф, 2008. С. 267.
** ЦАМО РФ. Ф. 500, оп. 12454, д. 349, л. 2 об.
цвета" — посадка, "синего цвета" — улететь. Пилотам самолетов в качестве подтвердительного сигнала "Понял" используется мигающий световой сигнал. На аэродроме имеется прожектор. Взлет самолета происходит сразу же после посадки.
Часто самолеты доставляют личный состав...»*.
Вспоминая о днях войны, Трутаев писал, что на них была возложена особая задача — связаться с партизанами, укрывавшимися в Брянских лесах.
В этот район 18 мая 1942 года были сброшены парашютисты, которые подготовили аэродром для приема самолетов. Его называли «партизанский аэропорт». Несколько позже три таких же аэродрома были организованы в лесу. Наладили ежедневную связь самолетов У-2 с командирами партизанских отрядов, после чего началась регулярная доставка боеприпасов, вооружения, почты, эвакуация больных, раненых и детей.
Так была установлена постоянная связь партизанских районов с Большой землей.
Вот что об этом рассказывает дважды Герой Советского Союза генерал-майор С.А. Ковпак в своей книге «От Путивля до Карпат»:
«В Старой Гуте мы получили долгожданную рацию. 9 апреля сбросили здесь с самолета на парашютах трех радистов с походной радиостанцией.
Москва прилетела в Старую Гуту, — говорили жители и были очень рады: значит знают в Москве, что есть в Брянских лесах такое село — Старая Гута и что там стоят партизаны...
...Потребовалось много медикаментов, а у нас и для себя самого необходимого не было. Передали об этом по радио на Большую землю, думали, что сбросят на парашюте, а нам ответили, что вышлют самолет. Самолет из Москвы! Он приземлился на поляне в стороне от нашего лагеря. Мало кто видел его, но несколько дней в Старой Гуте только и было разговоров, что об этом первом самолете, доставившем нам медикаменты с Большой земли. Больных в санчасть еще больше стало приходить. Каждому, хоть он и здоров, хотелось получить какой-нибудь целебный порошочек из Москвы. Москва, Москва, родная!»**.
_____________________________________________
1 ЦАМО РФ. Ф. 500, оп. 12454, д. 349, л. 14 об.
2 Магид А. О маленьком самолете. М.: ДОСАРМ, 1951. С. 21.
В.М. Трутаев выделил для партизан несколько самолетов У-2, перебросил их на партизанские аэродромы, обеспечил бензином, боеприпасами. Для партизан это было существенной помощью, а на фашистов налеты с тыла действовали раздражающе и не раз вносили в их ряды полное замешательство. Так было, например, при неожиданном нападении партизанских бригад на немецко-фашистский гарнизон в городе Трубчевске. В этом нападении участвовали самолеты У-2 с партизанских аэродромов. Их было мало, но частыми налетами с разных сторон они сумели создать у врага представление, будто их много. В гарнизоне поднялась паника, которую партизаны великолепно использовали для довершения удара. Вражеский гарнизон в Трубчевске был полностью разгромлен.
Известно, как много сил и энергии затрачивали партизаны на взрыв мостов. Когда же партизанам была придана авиация, эти операции начали выполняться по-иному. На бреющем полете на мост налетали У-2, уничтожали охрану моста или разгоняли ее, а партизаны, используя замешательство во вражеском стане, взрывали мост. В этих операциях особенно отличились молодой летчик, командир звена Борис Лахтин, впоследствии Герой Советского Союза, летчик Тращенко и другие.
«Нельзя не отметить, — говорил В.М. Трутаев, — что для выполнения всех этих операций в глубоком тылу противника трудно было бы придумать более подходящую машину, чем маленькую по-ликарповскую. Разве можно было бы в лесах действовать на машинах с большими скоростями, большой грузоподъемностью, на машинах, требующих специально оборудованных площадок для взлета и посадок? Вот почему маленький По-2 стал подлинным героем партизанской войны.
Особенный восторг вызывала у брянских партизан доставка на По-2 газеты "Правда". Сначала "Правду" доставляли пачками за несколько дней сразу. Газету расхватывали и зачитывали до дыр. Потом наладили ежедневную доставку газеты. Час прибытия самолета со свежим номером "Правды" был торжеством для партизан. Что касается летчиков, то каждый из них считал для себя честью доставить партизанам этот дорогой для них груз»*.
________________________________________________________________
* Магид А. О маленьком самолете. М.: ДОСАРМ, 1951. С. 22.
Летом 1943 года, когда Гражданский воздушный флот был введен в состав АДД, интенсивность полетов к партизанам значительно увеличилась и исчислялась многими тысячами самолето-вылетов. Достаточно сказать, что за 1943 год в отряды и бригады было заброшено почти 10 ООО человек и вывезено много тысяч раненых, не считая женщин и детей. Было доставлено около 4000 тонн груза, из которого 3500 составляли боеприпасы и вооружение. Только полетов с посадкой у партизан сделано более 5000'. Эти значительные цифры свидетельствуют как о размахе партизанского движения в тылу врага, так и о напряженной работе АДД.
Задания для работы АДД поступали либо через Центральный штаб фронта, либо через начальников штабов партизанского движения. От представителей на фронтах партизанской борьбы АДД получала ценные разведывательные данные, которые использовала в своей деятельности. По данным, получаемым от партизан, удары наносились по крупным штабам и промышленным центрам. Так, в Орджоникидзеграде во дворе завода «Красный Профинтерн» выведено было из строя 150 танков, уничтожен лагерь с немцами и разбито здание, где уничтожено до 700 солдат противника2.
В мае — июне 1943 г. в регионе против партизан были проведены крупные карательные операции. После 1,5 месяцев тяжелых боев партизаны остро нуждались в оружии, боеприпасах, медикаментах, необходимо было пополнить отряды людьми и вывезти раненых. АДД увеличило количество самолето-вылетов. Так, в июле 1943 г. АДД сделано к партизанам 888 самолето-вылетов, вывезено от них 494 раненых и заброшен к ним 591 человек и 149,7 тонны боеприпасов. В августе, когда началось освобождение региона, сделано к партизанам уже 1426 самолето-вылетов, доставлено 1292 человека и 365 тонн груза (боеприпасов и вооружения 397 тонн), вывезено 1047 человек раненых***
_______________________________________________________________________________________.
1 Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941—1945. М.: Центрполиграф, 2008. С. 361.
2 Там же.
3 Там же. С. 363.
|