Партизаны Орджоникидзеграда

Среда, 23.09.2020
Меню сайта
75 лет Победа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Апрель » 9 » к Году театра в России
15:28
к Году театра в России

Бежицкая драматическая студия(1921-1925)

Принято считать, что первый профессиональный театр в Брянске появился в 1926 году , когда сюда на постоянную работу приехала московская группа. В Брянске - может быть. А вот история театрального искусства в Бежице началась несколько ранее.[ от театрального кружка, до заводского театра] В конце января 1921 года  прочитали следующее объявле­ние заводского комитета государственного Брянского завода (ныне БМЗ):«Стремясь создать истинно народный театр и привлечь к созданию такого театра широкие пролетарские круги, с одной стороны, с другой — считая театр могучим культурным фактором в смысле эстетического воспитания народных масс, культ­просвет завкома совместно с отделом народного образования решил открыть в Бежице драматическую студию».Была открыта запись желающих посту­пите я студию, и с 6 февраля в драматиче­ской студии начались занятия.

Инициатором открытия - студии и ее руководителем был Митрофан Александ­рович Губин, инженер завода. В 1910 го­ду М. А. Губин окончил Московское выс­шее инженерно-техническое училище и приехал на работу а Бежицу. К тому временем он уже сыграл более 50 ролей в самодеятельных Кружках Воронежа и Нежина. В 1911 Году а Бежице он организует драматический кружок из ра­бочих и служащих Брянского завода. К 100-летию Отечественной войны 1812 го­да кружок Губина ставит спектакль Карпо­ва «Пожар Москвы».Премьера спектакля состоялась в зда­нии каменного училища {позже,— «Нар­дом», в годы войны здание разрушено). Сам Митрофан Алексеевич прекрасно исполнил роль Наполеона. С большим искусством; и инженерным размахом были выполнены декорации, костюмы и вся обстановка (горящая Москва, снег по коле­но, Наполеон со своим адъютантом »выезжают да сцену в последнем акте на настоящих белых лошадях и т. д.). Роль адьютанта исполнил Александр Николае­вич Прусов, впоследствии один из актив­нейших' участников драматической студии.

За время с 1911 по 1917 г. кружковцами было поставлено 11 пьес (среди них «Соко­лы и вороны», «Поцелуй Иуды», «Ка­торжник» н др.). Однако настоящая творческая свобода в работе самодеятельных кружков наступила после Октябрьской революции. По всей стране было создано огромное число непрофессиональных те­атров. В 1919 году в Бежице работало уже три драмкружка.

В 1919 — 1920 годах была предпринята первая попытка объединения всех творче­ских сил в одни кружок под руководством приглашенного артиста Донского. Однако, поставив спектакль «Без вины виноватые» А. Н. Островского, Донской вскоре поки­нул Бежицу. Вот тогда М. А. Губин и предложил создать драматическую сту­дию. 22 января 1921 года на заседании Бежицкого райкома Всероссийского союза рабочих-металлистов с участием предста­вителей отдела народного образования, комитета РКП(б); и завкома по докла­ду М, Губииа было принято «Положение о  драматической студии».

Для занятий студийцам было отведено отдельное деревянное здание, в котором была устроена сцена, зрительный зал на 120 человек, «зал пластики», комнаты для костюмов, инвентаря и канцелярии (не сохранившееся здание находилось около современного ресторана «Журавли», на­против железнодорожного переезда). Ос­новной сценой, на которой осуществлялись постановки, являлся клуб имени III Интер­национала, театральный зал которого вмещая 400 зрителей. Сейчас в этом здании располагается районный Дом пионеров.

Каждому самодеятельному артисту выдавался билет на право посещения занятий,, заверенный печатью студии и подписанный ее руководителем. Такой билет за номером семь хранится и ныне  в Брянском краеведческом музее. Он был выдан студийцу Александру Ивановичу Виноградову, будущему прославленному командиру Бежицкого партизанского отряда.

Занимались по следующей программе: история драмы, правильное произношение, основы художественного чтения, дыхание и дикция/ ритмическая гимнастика и пластика, мимодрама (мимика), игра и переживания, сценические упражнения. Работа велась строго по системе Станиславского, которая гласила: «На. сцене все должно быть, как в жизни».

Студия имела три семестра и старший практический семестр. В 1924 году, после третьего набора, в составе студии было 120 человек. 1-й выпуск состоялся в 1924 году, второй—в 1925 году. Всего студию окончили 34 актера.

Успех к студийцам пришел сразу же, после первой постановки. Это был «Вечер А. П. Чехова», премьера которого состоялась 19 февраля 1922 года. «Вечер» состоял из одноактных пьес «Ведьма» и «Свадьба». За ними последовали «Младость» Л. Андреева (18 марта -1922 г.) и «Сверчок на печи». Ч. Диккенса (2 апреля 1922 Г.). Следующими работами студни были «Второй вечер А. П. Чехова» (29 апреля 1927 г.), в состав которого входили: «О вреде табаке», «Враги», «Предложение», «Юбилей» и спектакль «На дне» А. М. Горького (9 сентября 1922 г.).

На студийной сцене ставились «Потоп» Бергера, «Гроза» А. Н. Островского, «Жан и Мадлена» О. Мирбо, «Стенька Разин» Ю. Юрьева и др.

Наиболее активными участниками спектаклей, кроме уже названных, были «студийцы-ветераны», пришедшие в нее 6 февраля 1921 года: В. В. Асмус, П. В. Булимо-аа, Л. А. Виноградова, 6. Н. Жмакина, Ф. В. Иванов, А. С. Оглоблина, К. Д. Орлов, В. М. Померанцев, Е. М. Стружкова, П. Ф. Столяров, Н. С. Тарасенко, А.Н. Ти-моновв, В.Н.Фомин, М- В. Чебриков, А. М. Шульгина.

За период 1922—-1924 годов были подготовлены 22 постановки и дано свыше 110 спектаклей.

Особым успехом у зрителей пользовалась постановка «Принцесса Турандот К. Гоцци. Музыка к ней была создана самими студийцами. Так называемый «китайский оркестр», в сопровождении которого шел спектакль, состоял из скрипки. трубы, барабана, многих голосов с гребенками и рояля. Спектакль ставился свыше 25 раз при переполненных зрительных залах. Впоследствии по неизвестным причинам местными властями к показу был запрещен.

С успехом Бежицкая студия делала гастрольные выезды в Брянск, Жуковку, Клетню.

ОДНАКО, несмотря не большой успех у зрителей, в апреле 1925 года студия была закрыта.

Причина закрытия лежит в решении ХIII съезда РКП(б) «Об агитпропработе», где сказано: «В настоящее время с большей необходимостью, чем ранее, выдвигается задача действительного превращения рабочих клубов в центры коммунистичеcкого воспитания широких масс рабочих и работниц. Обслуживание ленинского призыва (в партию — Прим. А. Р.)... — должно стать целью всей клубной работы в ближайший период».

Понятно, что Бежицкая студия Губина не соответствовала решению съезда партии. А раз так, нашлись и исполнители зтого решения на месте. М. А. Губина обвинили в «академизме», в слишком глубоком изучении театрального дела и предложили' ему вместо закрывающейся студии руководить центральным драматическим кружком. Митрофан Александрович отказался, успев высказать свое мнение в газете «Бежицкий рабочий». В статье, которая называлась «Не превращайте студию в драмкружок», говорилось: «Рабочих нужно привлекать к работе не через временный кружок, а через специальные подготовительные курсы, которые дали бы возможность всем способным 'рабочим получить соответствующую театральную подготовку и научиться той любви к делу, которая так необходима в театральной работе».

К сожалению, к его мнению не прислушались, и 15 апреля 1925 г. студия окончательно прекратила свою работу.

А. РОНЖИН

историк-архивист

Источник:

      Ронжин, А. Бежицкая драматическая студия (1921 1925 гг.) / А. Ронжин // Бежица. - 1993.  - 26 авг. -  С. 4. – (Б ка 4).

Просмотров: 138 | Добавил: Натали | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Сайт Бежица
Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
ЦГБ им. Проскурина МБУК ЦСОБ г. Брянска © 2020
uCoz