Партизаны Орджоникидзеграда

Суббота, 27.04.2024
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Главная » 2018 » Август » 17 » Помощь партизанам А.И. Вино­градова в борьбе с немецкими шпионами группы Суровягина
15:58
Помощь партизанам А.И. Вино­градова в борьбе с немецкими шпионами группы Суровягина

Брянский РАБОЧИЙ 19 декабря 1981 г.

Передает Суровягин

Очерк в документах

Яркие и незабываемые страницы вписали органы государственной безопасности в героическую летопись Великой Отечественной войны. Они создали прочный заслон против проникновения вражеской разведки в штабы советских войск, в жизненно важные центры нашей страны. И в то же время проводили широкую разведывательную, контрразведывательную и диверсионную деятельность в тылу врага, оказывали значительную помощь Советской Армии и партизанам в проведении боевых операций против фашистских войск.

Среди брянских чекистов, активно проявивших себя в суровые годы войны, был и подполковник госбезопасности Василий Иванович Суровягин.

Мы расскажем лишь о некоторых последних эпизодах сложной и опасной работы чекиста В. И. Суровягина, об эпизодах, связанных с засыпкой его в тыл противника. Не все о них известно. Сам Василий Иванович не успел об этом поведать , но остались его радиограммы.

И вот появляется приказ о переброске в тыл противни начальника Брянскогого ГО НКВД тов. Суровягина. и группы других чекистов. Из приказа: «Перебосить N 20.03.42 на самолете в район г. Дятькова... Старшим назначить тов. Суовягина… Тт. Суровягииу и Недосекину из района Дятьково пробраться в хвасовичские леса, где связаться с партизанскими отрядами Дуки и Ромашина и возглавить их в оперативном отношении…

  

Эти-чекисты, как и многие другие, в годы Великой Отечественной, войны были заброшены в тыл врага— в партизанские отряды, действовавшие в Брянском лесу. Слева направо: Василий Иванович Суровягин — бывший начальник Брянского горотдела НКВД, Иван Данилович Сидоров — бывший начальник 4-го отдела УНКВД Орловской .области, а перед войной — начальник Орджоникидзеградского горотдела НКВД, Николай Иванович Селифонов — бывший начальник отделения 4-го отдела УНКВД, а позже начальник следственного отдела УМГБ Брянской области; Георгий Михайлович Брянцев — бывшей замес­титель начальника 4-го отдела УНКВД Орловской области, впоследствии — известный; писа­тель

Узнав об этом, переполненный чувством признательности и сознавая всю силу ответственности, Василий Иванович тут же пишет письмо на имя начальника управления НКВД: «Я удостоен великой чести пойти в тыл врага для организации проведения чекист­ской работы. Даю слово чекиста-большевика, что ваше доверие я оправдаю. Приму все меры к тому, чтобы как можно лучше и шире активизировать и продолжить партизанскую борьбу с врагом».

    Выброска группы чекистов именно в Дятьковский район была не случайно. 14 февраля партизаны и группы самообороны с боем заняли город Дятьково, многие другие населенные пункты также оказались в их руках.

    Немецкое командование рассчитывало силой подавить партизанское движение и проводила одну карательную операцию за другой. Сложилось трудное положение для отрядов Дятьковского куста». Поэтому по решению Орловского об­кома партии, согласованному с НКВД СССР и штабом коман­дования Брянского фронта, чекистам и поручалось «про­вести совещание командного состава партизанских отрядов Дятьковского куста, распределить между ними зоны боевых действий, обсудить вопрос об активизации на несения ударов по коммуника­циям врага, подготовить места базирования отрядов, если станет невозможным оставаться на старых местах. Если обстановка не позволит провести совещание, то решить эти вопросы с каждым командиром отряда в отдельности. 

   Перед отлетом с чекистами встретился первый секретарь обкома ВКП(б) А. П. Матвеев, который дал четкие указания. Сборы были недолгими, а вот отправиться в тыл врага оказалось делом не легким. Штаб военно-воздушных сил Брянского фронта выделил самолеты, однако на несколько дней за­бушевала такая пурга, что: ни по воздуху, ни го земле дви­гаться было невозможно. Пур­га угомонилась только 28 мар­та. Ночью в воздух поднялись три самолета. Вначале всё шло хорошо, но за линией фронта их встретил шквальный ветер со снегом. Видимость стала нулевой. Снизились до двух, километ­ров — еще хуже; Летчик при­нял решение: возвращать­ся на базу. Самолет с Суровягиным летел, впереди остальных двух. Лет­чик, несмотря на непогоду, все же пытался дотянуть до цели, но затем сбился с кур­са, потерял ориентировку и, чтобы не угодить в лапы фашистам сделал разворот и полетел наугад до тех пор, пока буквально не кончилось горючее. Пилот был не опытным и не смог спланировать самолет на посадку – тот разбился. Хорошо ещё, что упал на «своей» полосе. Несмотря на ранение Суровягин поспешил вылететь другим самолетом в Дятьковский район, где проводник доставил его в Орджоникидзеградский партизанский батальон.

Особое внимание чекисты уделяли борьбе с немецкими шпионами, проникающими к партизанам.

«…Анализируя причины частых провалов разведчиков, посылаемых в пос. Сельцо, мы выяснили, что все они, как правило, попадали в руки коменданта поселка немца Наумана, жившего в СССР со времен Первой мировой войны . На основе анализа собранных данных и изучения личного состава батальона пришли к выводу, что один из подозреваемых в принадлежности к агентуре германской разведки – председатель Храмченко он сознался в том, что, будучи агентом Наумана передал ему список партизан отряда. И далее Суровягин предлагает: « В связи с подобными фактами встает вопром о необходимости обеспечения мер способных под нашим руководством оградить партизанские отряды от проникновения в них шпионов, засылаемых немцами. Это с одной стороны – необходимо проникнуть в разведывательные и другие немецкие органы и обеспечить глубокую войсковую разведку для фронта.

Выступив с таким предложением, группа Суровягина сразу же подкрепила его делом:

«… Нами создано несколько групп для ведения дальней разведки сил противника – Почеп, Выгоничи, Сеща, Рославль. Посылка разведчиков в указанные пункты осуществлялась периодически, с задачей общевойсковой – концентрация сил противника, размещение штабов, складов и т.п. а также с определенной конкретной задачей ( на основании вашего задания): установить находится ли в Почепе штаб 2-й танковой немецкой армии , двухдневный подсчет немецких самолетов на Сещинском аэродроме. Все разведчики и резиденты нами снабжены необходимыми документами и пропусками немецкого образца».

Оказав необходимую помощь партизанам А.И. Вино­градова в борьбе с немецкими шпионами, группа Суровягина продолжила свой путь в тылу врага.

Ф. ДУНАЕВ, А. КУЗНЕЦОВ.

Источник: Брянский рабочий. - 1981. -18, 20 декабря

 

Просмотров: 773 | Добавил: Натали | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Сайт Бежица
ЦГБ им. Проскурина МБУК ЦСОБ г. Брянска © 2024
uCoz