Партизаны Орджоникидзеграда

Пятница, 29.03.2024
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Главная » 2017 » Май » 10 » Про обстоятельства пленения Николая Куликова
15:00
Про обстоятельства пленения Николая Куликова

                         

«Отряд партизан Куликова в 1943 году»

В книге «Меня называли Господин» зондерфюрер Доллерт впоследствии ставший  известным писателем Свеном Штеенбергом использовал фотографию, которая озаглавлена «Отряд партизан Куликова в 1943 году». Вполне возможно, что эта фотография оказалась у него в результате обыска Куликова. Однако, к сожалению, в тексте книги этот эпизод из карьеры Доллерта не нашел своего отображения. 

      Важной составной частью изучения партизанского движения должны стать материалы из немецкого архива Вермахта во Фрайбурге, которые содержат материалы подразделений, которые отвечали за борьбу с партизанами. Интересны материалы, захваченные у партизан. Они могут внести много нового в наши знания о партизанском движении. Только недавно, например, был обнаружен дневник Героя Советского Союза Вали Сафроновой, который предоставляет исследователям возможность более полно представить себе некоторые нюансы деятельности партизанских отрядов и организации ими разведывательной работы в городах. Особенно интересными представляются материалы допросов пленных партизанских командиров. В советской историографии этот источник совершенно не использовался. Из партизанских командиров, попавших в плен выделяется командир 2-й Клетнянской партизанской бригады майор Алексей Галюга. Подробные протоколы его допросов содержательны и интересны, введены в научный оборот и уже стали объектом внимания исследователей.  А в данном сообщении хотелось бы остановиться на показаниях, данных в плену другим партизанским командиром – Николаем Куликовым. Основным источником при подготовке данного сообщения стала информация с заголовком «О расположении партизанских банд в лесах к северу от Брянска», которая датирована 8 марта 1943 года и подготовлена абвергруппой-107, которая действовала при 2-й танковой армии Вермахта и базировалась в Орджоникидзеграде. 

     Про обстоятельства пленения Николая Куликова пишет Г.Г. Гавриличев в своих воспоминаниях, опубликованных в сборнике «Взрывы на большаке». В главе, посвященной разведчице Тоне Кузнецовой читаем: «Рядом со зданием фронтовой немецкой контрразведки стояла небольшая будка, у двери ее часовой. Когда Тоня и майор подошли к будке, часовой открыл дверь… На земляном полу лежала потертая солома и грязное тряпье. На этом тряпье в углу сидел человек в окровавленном офицерском кителе. Майор, обращаясь к Кузнецовой, спросил, знаком ли ей этот человек. Тоня сказала, что не знает. В самом же деле она знала, что это был командир партизанского отряда капитан Кулик. Тоне вдруг вспомнилось все то страшное, что было в Гришиной Слободке, где из-за предателя проводника погибли в бою многие партизаны и при отходе был тяжело ранен и контужен тот человек, который сейчас был перед нею».

      8 марта 1943 года капитан Куликов находился в немецком плену и показания данные им дали возможность абвергруппе-107 подготовить справку о расположении партизанских отрядов. Место возможного пленения, указанное в мемуарах Гавриличева (Гришина Слобода) соответствует району действия отряда Куликова. Это северо-западная кромка лесного массива между Дятьково и Жуковкой. Более того в двух немецких источниках мы можем найти подтверждение этой информации, а также дополнительные сведения об обстоятельствах пленения. Протокол допроса партизана Симова Бориса Евгеньевича содержит его показания о том, что отряд Куликова участвовал в нападении на село Гришина Слобода 6 марта 1943 года. Согласно показаний Симова, у партизан было 25 человек раненых, а также они потеряли командира – капитана Куликова. Потери были столь значительны, что после этого боя остаток отряда объединили с отрядом Шапкина.

      Также сведения об этом бое содержатся в учетном журнале Корюка-532. Этот источник сообщает, что во время этого боя был убит 1 комиссар и 30 рядовых партизан. В плен попал один партизанский командир (как мы теперь знаем – Куликов). С немецкой стороны зафиксировано одно ранение и один человек пропал без вести.

     В партизанский отряд прибыла девушка, которая, по ее словам, совершила побег из поезда, увозившего рабочих в Германию. Именно она сообщила партизанам, что капитан Куликов не был убит, как считалось в бригаде до этого, а попал в плен и находился на излечении в немецком военном госпитале. Кстати, показания Симова содержат сведения и о дальнейшей судьбе этой девушки: она была расстреляна. Видимо, была сочтена вражеским агентом.
     О дальнейшей судьбе Куликова сведений в немецких источниках не имеется. Одно лишь предложение на эту тему мы можем прочесть в книге «Взрывы на большаке»: «В июне Кузнецову и Кулика из бежицкого гестапо доставили в брянскую тюрьму». Из советских источников вновь обращает на себя внимание «Книга Памяти» по Брянской области в которой указывается, что «Куликов Николай Васильевич, лейтенант, 1913 г.р., русский, член КПСС, партизанский отряд Козлова. Погиб в бою 09.1942. Похоронен: Гришина Слобода, Брянской области». По анкетным данным и по месту «гибели» мы видим, что речь идет о нашем герое, но, как мы знаем, в сентябре 1942 года он точно не погибал.

      Об операциях отряда под командованием Куликова мы можем прочесть в ряде других изданий.
Отряды под руководством окруженцев были главными действующими лицами в партизанском движении конца 1941-начала 1942 года. Такие партизанские командиры, как Стрелец, Ковалев, Куликов смогли организовать вокруг себя боеспособные группы, которые планировали и проводили диверсии на коммуникациях противника. Однако, в начале 1942 года была проведена компания по постановке такого рода отрядов под контроль партийных, военных органов и органов НКВД. При этом указанные структуры зачастую конкурировали между собой в деле контроля за теми или иными отрядами. Те командиры, которые не соглашались с новой подчиненностью, зачастую заменялись на более покладистых и сговорчивых. Однако, то, что лейтенант Куликов устроил руководство всех уровней и ведомств подтверждает представление к награждению орденом Ленина от февраля 1942 года, которое подписано командиром Дятьковского районного отряда Сентюриным. Результатом этого представления стало награждение Куликова орденом Красного Знамени 23 апреля 1942 года.

    Отряд под командованием Николая Куликова был одним из самых боеспособных подразделений партизан, действовавших на территории Дятьковского и Жуковского районов Орловской области. Он состоял из военнослужащих-окруженцев и действовал еще с 1941 года. В справке «Формирование партизанских отрядов в брянских лесах и их первые бои» читаем: «Отряд лейтенанта Куликова, 30 человек, пришел из Белоруссии. Опытный, кадровый лейтенант-танкист Куликов – смелый, тактически грамотный, волевой, требовательный командир». Его действия отмечались еще в период боев под Москвой: «В начале декабря 1941 г. партизанские отряды Жуковского района под командованием товарищей Куликова и Воробьева разработали план внезапного нападения на вражеский аэродром возле ст. Олсуфьево. Сложность его выполнения заключалась в том, что на пути находилась полицейская комендатура. Но это не остановило партизан. 14 декабря они атаковали комендатуру, уничтожив 10 полицейских, а затем совершили налет и на охрану аэродрома, которая разбежалась. Гитлеровские летчики бросились к самолетам, чтобы подняться в воздух. Из-за сильного мороза моторы многих самолетов не запускались. Только четырем машинам удалось подняться в воздух, а 17 (13 транспортных и 4 боевые) оказались выведенными из строя». На этом этапе отмечается важная роль, которую сыграли кадровые военные в организации партизанского движения в Дятьковском районе в начале войны. И здесь особенно выделялась личность офицера Николая Васильевича Куликова.
       Куликов Николай Васильевич родился в 1913 году. Кандидат в члены ВКП(б) с 1938 года, призван в РККА в 1934 г. Струнинским ГВК, Струнинского района Ивановской области. Его отряд базировался в лесном массиве, расположенном между районными центрами Дятьково и Жуковка. В официальной «Книге памяти» отряд Куликова отнесен к Дятьковской партизанской бригаде и также отмечено то, что он начал свои действия в 1941 году. Однако, в этой же книге встречается и иной вариант написания фамилии партизанского командира не «Куликов», а «Кулик»: «30 декабря 1941 года. Партизанская группа Дятьковского отряда под руководством Рябка и Кулика из засады вблизи пос.Старь уничтожила 35 немецких летчиков. Один летчик бежал, но был пойман местными жителями. Взяты трофеи: 5 автомашин, 2 пулемета, 18 винтовок, 2000 патронов».

[Кулик Михаил Андреевич 1902 г.р., Смоленская обл., Рославльский р-н, д.Н.Вороны. До войны служил в милиции. В дальнейшем комиссар и помощник командира Рогнединской партизанской бригады. Т.е. это другой человек].

Партизанское движение в Дятьковском районе в 1941-1943 годах / МБУК "Ист.-краевед. музей", Клуб "Дятьков. краевед" [и др.]. - Дятьково, 2012. - 102 с.: ил., портр.-Без тит. л. Описано по обл.

Просмотров: 928 | Добавил: Натали | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Сайт Бежица
ЦГБ им. Проскурина МБУК ЦСОБ г. Брянска © 2024
uCoz